Ракша И.Е.

Ирина Евгеньевна Ракша́ – академик, действительный член Академии Российской словесности. Писатель, кинодраматург, член Союза журналистов СССР и РФ (с 1965 г.), член Союза писателей СССР и РФ (с 1969 г.) Вдова художника Юрия Ракши (1937–1980), имела дочь Анну Юрьевну (Член Союза художников РФ). (Дочь скончалась 13 мая 2017. Инсульт).

 Ирина родилась в Москве, в Останкино, в семье служащих. (Москвичка в четвертом поколении). Родители, выпускники ТСХА (Тимирязевской сельхозакадемии) – агрономы. Детство её прошло на столичной окраине. Училась в средней (№ 271) и музыкальной школах. В 1955 году развод родителей стал причиной ее отъезда с поездом первоцелинников на Алтай, во вновь образующийся зерносовхоз «Урожайный», куда ранее был командирован из Министерства с/х её отец. Там, в предгорьях Алтая, на берегу реки Катуни, рядом с селом Сростки – родиной В. Шукшина, и проходили годы юности будущей писательницы. (Этому переломному периоду жизни посвящен рассказ И. Ракши «Голубочек мой ясный»). В селе Грязнуха (ныне Советское) она окончила десятилетку, получила «серебряный» «аттестат зрелости». Одновременно работала в совхозе почтальоном, учетчиком на лесоскладе, лаборантом на птицеферме и пр. Затем уже в Красноярском крае на станции Солянка, станции Уяр-Клюквенная – разнорабочей на железной дороге, корреспондентом газеты «Сталинец». А также в Туве, Хакассии, на станции Бискамжа. В дальнейшем в её творчестве романтические мотивы «железной дороги, товарняков, поездов, дальних странствий» особенно любимы.

 «По алтайской степи на взмыленном коне пронеслась мимо меня амазонка. Так состоялось мое первое знакомство с семнадцатилетней Ириной Ракшой, – писал в 1963 году известный поэт, профессор Литинститута им. Горького Михаил Аркадьевич Светлов. – Я приехал к её отцу, директору строящегося целинного совхоза. Я тогда никак не думал, что буду писать вступительное слово к её рассказам. Она тогда была никаким писателем, так же как я никакой наездник. Но я считаю, что недаром вспомнил об этой первой встрече. Потому что свойство Ирины – неутомимость в движении. Потому что – разбуди ее глубокой ночью и скажи: «В Ледовитом океане белые медведи соскучились по тебе». – она, надевая башмаки, спросит: «А туда как лучше добираться, поездом или самолетом?»

Михаил Светлов сердцем почувствовал то яркое, порывистое и сердечное, что сохранилось в Ирине Ракше навсегда и окрасило все ее творчество. Люди Алтая, Сибири, Чукотки, люди сильной и чуткой души стали героями первых ее публикаций на страницах алтайских, сибирских, а затем и московских, центральных газет и журналов.

 И вот что далее писал в статье о Ракше Светлов: «Она исколесила Сибирь, не устала, а наоборот рвется в новые пространства. И эти её путешествия вовсе не для того, чтобы потом похвастаться; «Я была там-то и там-то». Нет, вовсе не для этого.

 Есть два рода наблюдателей. Есть наблюдатели «ума холодных наблюдений»: «Вот я поеду в Париж, обязательно посмотрю на Эйфелеву башню, сбегаю в Лувр и, конечно, накуплю кой-чего из мелочишек».

 А Ирина, скажем, поедет на Север, она поедет туда вовсе не для того, чтобы увидеть только северное сияние. Она поедет туда для того, чтобы увидеть и узнать чукчей под северным сиянием. Она умеет прекрасно видеть, и именно поэтому у неё так много в рассказах хороших деталей.

 Не всегда в произведении нужен образ. Точная деталь часто заменяет образ. Точная деталь становится биноклем, приближающим предметы и делающим их выпуклыми. И тут не нужны никакие романтические слова. Наоборот, бытовая деталь помогает романтике. Если бы я был сказочником, я бы первую сказку начал так: «Студент надел калоши и пошел в царство фей». То есть, я бы к небесам пристегнул землю...

 Я не буду вас утомлять многими её цитатами. Приведу только одну деталь и один совсем краткий диалог. «Но стрелочник отвернулся и, сунув флажки в сапог, пошел в будку». Больше нигде в рассказе этот стрелочник не появляется, но это «сунув флажки в сапог» делает стрелочника видимым и запоминающимся.

 А вот диалог – разговор девушки и девчонки: «– Уехать бы куда подальше. Да вроде незачем. Платят хорошо.

 – А я бы задаром по красоте такой ездила, – глядела вдаль девчонка».

 Больше я цитат не привожу, потому что это не разбор творчества Ирины Ракши. Это только моё напутствие ей.

 И я так обращаюсь к Ракше:

«Ирина!.. Я называю тебя талантливой. Смотри, не подведи меня!» Михаил Светлов. 1963 г.

 Полустанки и поезда, товарняки и работяги-попутчики – всё это тоже предмет острого, сострадательно-любящего взгляда Ирины. А светловское напутствие – «Смотри, не подведи меня», – сказанное поэтом незадолго до смерти (чьей студенткой, вернувшись в Москву, стала молодая писательница) на всю жизнь для неё стало ответственным.

 В 58-60 годах И. Ракша училась и на агрофаке в Тимирязевской с-х академии. Затем поступила и окончила ВГИК, сценарный факультет (1961–1967), дипломным сценарием были новеллы её первой книги «Встречайте проездом». В 1972–1974 – Высшие литературные курсы Литинститута им. М. Горького. Для членов Союза писателей. Мастера – прозаик С. Антонов, поэт – А. Межиров. «Я всегда много училась. Даже прилежно. И это, конечно, здорово, – напишет она потом в биографии. – Это были тоже «мои университеты». Но училась я ещё и потому, что в вузах тогда платили стипендии, на которые можно было жить. А я, брошенная родителями, заимевшими иные семьи и иных детей, могла с ранней юности рассчитывать лишь на себя. Ну, а потом у нас с Юрочкой и своя дочь появилась. Анютка. Так что по неволе вкалывать приходилось».

 Немалое влияние на творческое становление писательницы оказала встреча с Василием Шукшиными его матерью, в чьем доме в Сростках она порою бывала еще в «алтайский период». Ну, а регулярные публикации в московских журналах «Юность», «Молодая гвардия», «Огонек», «Смена», «Знамя», и первые книги рассказов «А какой сегодня день?», «Почему опоздал маневровый», «Скатилось колечко» (изд-во «Советская Россия», «Сибирские повести» «Профиздат», «Современник») принесли И. Ракше широкую известность. Сделали ее имя любимым и популярным уже в шестидесятые, в период так называемой «оттепели». Критики писали: «Ее проза красочна, емка. Богата образами, деталями и интонациями, глубоко психологична. Ее школа – классика русской литературы». Действительно, ее кумиры – Н. Гоголь и А. Пушкин, И. Бунин и А. Чехов, В. Набоков и Ю. Казаков, Е. Носов и В. Шукшин.

 Ее новые, неспешные книги последовательно выходят и в 70-е, и в 80-е годы, и в «лихие» 90-е. От газет и журналов Ирина часто ездит в командировки. Очерки и статьи, будь то БАМ или Прага, Чукотка или Париж, глубоки, остры, порой непримиримы. Будучи по профессии и кинодраматургом, И. Ракша пишет сценарии документальных и игровых фильмов, снятых на киностудиях «Мосфильм», «Беларусьфильм», «ТВ «Экран».

Как искусствовед печатает статьи о музыкантах, поэтах, художниках – М. Грекове и А. Пластове, Ю. Ракше и И. Левитане. Ее муж, с которым они встретились ещё во ВГИКе студентами (тогда Юрий Теребилов), – известный живописец и художник кино Юрий Ракша (Лауреат премии «Оскар» (США) за фильм «Дерсу Узала», премии «Биенале-72» в Париже за полотна «Моя мама» и «Современники». В честь него, выдающегося художника ХХ века, Институтом астрономии РАН наименована планета Солнечной системы № 3032 – «Ракша»). Впоследствии он вспомнит об их общей студенческой юности: «...Много и писем было тогда написано будущей писательнице Ирине Ракше, ставшей потом моей женой и верным другом на всю жизнь, и в радости, и в горе, моим единомышленником, первым зрителем, первым критиком. Я знаю, как много факторов должно соединиться в благом сочетании, чтобы художнику стать художником, чтобы художник осуществился, поэтому так важно, кто всю жизнь с тобой рядом... А Ирочка всегда была моей звездой, моей Музой».

 Книги прозы И. Ракши переведены на многие языки мира. Статьи о ее творчестве, о «свете добра и любви» писали многие мастера русского слова – С. Дангулов и А. Борщаговский, В. Сурганов и В. Куницын, И. Стаднюк и Ю. Нагибин, Дм. Ильин и Б. Виленский и др. Её имя вошло в «Российскую «Книгу рекордов 2008», во многие литературные энциклопедии. В том числе в США – «Женщины-писательницы России». Ирина Евгеньевна – лауреат ряда литературных премий. «Золотое перо России», имени В. Шукшина, С. Есенина, М. Лермонтова, «Золотой витязь»-2012, «Писатель года 2013», «Писатель года 2015», «Наследие» 2015», Писатель года 2016». Премия и медаль им. И. Бунина (2014), медаль им. К. Шульженко. В 1995 году малая планета Солнечной системы (№ 5083) решением института Астрономии РАН и Международного Планетарного центра (США, штат Массачусетс) получила имя – «Иринара» – «...в честь известной русской писательницы Ирины Евгеньевны Ракши».

Основные книги: «Встречайте проездом» (М. Изд-во «Советская Россия», 1965), «Катилось колечко» (М. «Советская Россия», 1971), «Весь белый свет» (М. «Современник», 1977), «Далеко ли до Чукотки» (М. «Московский рабочий», 1979), «А какой сегодня день?» (М. «Правда», 1981), «Весь белый свет» (М. «Роман-газета», «Художественная литература», 1981, тираж – 3 млн.), «Скатилось колечко» (М.: «Советская Россия», 1987), «Сибирские повести» (М.: «Профиздат», 1988), «А какой сегодня день?» (изд-во «Огонёк»), «Охота на волков» (М.: «Библиотека русской прозы», 1998), роман «Белый свет» («Союз писателей России» ), «Художник и Муза. Юрий Ракша» (Союз писателей России, 2005) и др. А также сборник мемуаров – «Возвращение в Россию» (М.: «ИРА», 1993) и др. Автор книг для детей: «Ужин тракториста» (М. «Малыш»), «Певец первой конной» (М. «Малыш»), «Необыкновенное путешествие» («Детская литература» ).В  2016 году вышло «Избранное» (Российский союз писателей), чуть раньше – автобиографический роман «Письма чужой жене» (2015). Книга И. Ракши – «Шкатулка с секретом» (2013) – о знаменитой певице начала века, собирательнице и несравненной исполнительнице русских народных песен, основоположнице этого эстрадного жанра, именем которой РАН наименовало планету Солнечной системы № 4229 – «Плевицкая» – Надежде Васильевне Плевицкой, бабушке писательницы.

С 1993 года по 2004 И.Е. Ракша – Староста Храма, или Председатель приходского совета храма Рождества Пресвятой Богородицы, который она безвозмездно восстанавливала в Москве, в Бутырской слободе в самое трудное для страны время. В эти же годы работала редактором – зав. отдела литературы и искусства в журнале «Работница».

 Имеет Государственные награды «За освоение целинных земель» (1956) и др. Государственная награда за заслуги в области литературы и искусства – орден «Дружба» (2008) за подписью Президента России В.В. Путина. В 2021 году награждена орденом Святой Анны (Госдума РФ).  Является академиком Академии Российской словесности. На 7-й Пушкинской ассамблее (2015) принята в действительные члены Академии, учреждённой императрицей Екатериной II в 18 веке.

Весной 2018 года И. Ракша удостоена высокого знания «Народный писатель РФ».

Академик МАНИ (Международная Академия Науки и Искусства).

Членкор МАРС (Международная Академия Российской Словесности).

 

Подписка на RSS - Ракша И.Е.