Ильин Н.П.

Николай Петрович Ильин – доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского политехнического университета. Еще в конце 70-х годов XX века в ленинградском «самиздате» стали регулярно появляться его статьи и переводы, связанные с историей отечественной и западноевропейской философии. Сегодня он печатается в различных сборниках и периодических изданиях, читает курсы лекций по истории русской философии и по философии культуры в государственном университете культуры и искусств. В городе на Неве вышла в свет книга Николая Ильина «Трагедия русской философии».

Николай Петрович Ильин родился 9 января 1947 года в Ленинграде, в семье офицера Советской Армии. И первые книги по философии, изданные до революции, сын получил, как ни удивительно, из библиотеки Военно-воздушной академии им. А. Ф. Можайского, где преподавал после войны отец. Но, поддерживая интерес сына к "несоветской" философии, и отец, и мать (приехавшая в Ленинград из Смоленска за год до начала блокады) постоянно повторяли: "не превратись в слугу идеологии". А тогда это означало: сумей совместить увлечение философией с профессиональным занятием, минимально "заидеологизированным". Таким занятием стала для Николая (после окончания химического факультета Ленинградского университета) квантовая теория полупроводников. На сегодняшний день Н. П. Ильин -- доктор физико-математических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного технического университета (бывшего Политехнического института). Ну а что же философия? С конца 1970-х годов в ленинградском "самиздате" стали регулярно появляться (под псевдонимом Мальчевский) статьи Н. П. Ильина, в которых отстаивался новый взгляд на историю русской философии, привлекалось внимание к именам русских мыслителей, забытых не только в советской, но и в эмигрантской историографии ("Русская философия и мы", "Оправдание души. Очерк философской психологии В. А. Снегирева", "Живое и мертвое в русской философии" и другие). С 1991 года работы Н. П. Ильина (Мальчевского), связанные с историей философской мысли в России, а также его переводы из немецкой и австрийской философии (Ф. Брентано, Л. Клагес, О. Шпанн) печатаются в альманахе "Логос" (Санкт-Петербург), в ежегоднике Петербургской ассоциации философов "Мысль", в журналах "Философские альтернативы" (Болгария), "Молодая гвардия", "Русское самосознание", в коллективных монографиях "К. Леонтьев, наш современник", "Введение в русскую философию", "Философский век. Лейбниц и Россия". Он руководит работой семинаров Русского философского общества им. Н. Н. Страхова, входит в редколлегию философско-исторического журнала "Русское самосознание", читает (с 1995 года) лекции по проблеме человека в русской философии студентам Санкт-Петербургского университета культуры и искусств. Книга "Трагедия русской философии" -- итог многолетней работы по изучению истории философской мысли в России XIX -- начала ХХ века и ее "эмигрантского эпилога". Эта работа велась, как подчеркивает автор, с главной опорой на первоисточники, на собственные труды русских философов, без особой оглядки на их "рейтинг" по шкале, созданной когда-то без ясных принципов историко-философского понимания. Выявлению и обоснованию этих принципов на материале отечественной философии Н. П. Ильин уделяет самое серьезное внимание, что и позволило ему создать действительно концептуальную книгу о судьбе русской философии, книгу, не сводящую дело к хронологическому перебору уже хорошо "озвученных" имен и идей. Не будем предвосхищать знакомство читателя с концепцией автора -- концепцией во многом неожиданной, открывающей русский тип христианской философии в творчестве мыслителей, весьма далеких от той "религиозной философии" (или теософии), которая возникла когда-то из отрицания этого типа, его искажения и замалчивания. Заметим только, что понимание трагедии русской философии очищает наш ум от всевозможных химер и утопий, проясняет самосознание русского человека, утверждает подлинную и неразрывную связь русской национальной философии с православным вероучением.

Полный список публикаций см. на портале ХРОНОС статью Николай Ильин.

 

Далее читайте:

 

Лев ГОРЕЛИКОВ. К вопросу о национальном самосознании

Самосознание является коренным свойством человека как «разумного существа», выделяющего себя в окружающей действительности в качестве самостоятельного деятеля. Представитель рода человеческого выступает «разумным субъектом» лишь определяя себя свойствами самосознания как духовной энергией своего целостного бытия, нацеленной не столько на восприятие внешнего мира, сколько обращенной внутрь собственного существа для выявления своей идейной сути как жизненного истока созидательных сил. Практическое совмещение следов этого духовного самоопределения у множества индивидов в процессе их конструктивного общения друг с другом формирует у них устойчивое коллективное «самосознание», которое и становится нравственным стержнем реализации «национальной общности». «Именно в столь привычном словосочетании «национальное самосознание», – полагает авторитетный современный исследователь духовных глубин русской философской мысли Н.П. Ильин, – происходит очевидное пересечение национального с философским; именно здесь – естественная отправная точка для дальнейших размышлении о философии нации». Принцип «целостности» должен служить идейной опорой русскому народу в понимании окружающей действительности как продолжения и претворения его собственного разумного существа...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 6. Миф о «главном русском споре». Проблема двуединства личности и народности как ключевая проблема русской философии

К сожалению, мифом о Чаадаеве как «родоначальнике» русской философии искажение ее первоначальной истории не исчерпывается. К нему тесно примыкает миф о «споре славянофилов и западников» как о «главном русском споре», который якобы продолжается и поныне [1]. Говоря о классиках славянофильства, то есть, прежде всего, Алексее Степановиче Хомякове (1804–1860) и Иване Васильевиче Киреевском (1806–1856), приходится признать, что идея народности долгие годы оставалась им чуждой. Это печальная, но несомненная истина, какие бы усилия ни предпринимались, чтобы доказать обратное. Порою эти усилия имеют комический характер. Представитель позднего славянофильства, генерал Александр Алексеевич Киреев (1833–1910), в работе «Краткое изложение славянофильского учения» (1896), не моргнув глазом, называет триаду «Православие, Самодержавие, Народность» — «славянофильской формулой», из-за которой «высшие правительственные сферы» «косились» на учение славянофилов [2: 28–29]. Все перевернуто с ног на голову. И составители современного издания работ А. А. Киреева даже не думают уточнить, что в данном случае генерал зарапортовался...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 5. «Всего чужого гордый раб». П. Я. Чаадаев как основоположник «русского нигилизма»

Чтобы отвлечь внимание от события, надо привлечь внимание к происшествию. В 1834 г. в России имело место событие, сообщившее мощный импульс развитию национальной философии как необходимого и самостоятельного элемента русской культурно-государственной жизни. И хотя это событие вызвало широкий и сочувственный отклик у большинства мыслящих русских людей, нашлись и те, кем еще в период «брожения умов» в последние годы царствования Александра I (на престоле в 1801–1825 гг.), во время расцвета «мистицизма» масонского толка, овладел, по словам поэта, «мысленный разврат». Этот разврат требовал всячески принизить значение события, которое грозило положить ему конец. Но событие было слишком значительным, его не только инициировала верховная власть, но и активно поддержало русское общество. Атаковать его в лоб было слишком рискованно. И тогда, после некоторого замешательства, оппонентам национально-русской идеологии удалось устроить скандальное происшествие, раздутое до значения выдающегося события, каковым оно никогда не было...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 4. Под знаком народности. Философское значение новой русской идеологии

На прошлой лекции мы убедились, что у ряда ведущих членов «Общества любомудрия» — у В. Ф. Одоевского, Д. В. Веневитинова, И. В. Киреевского — зародилась, еще в 1820-е годы, мысль о возможности и необходимости самостоятельной русской философии. Я не стану утверждать, что подобная мысль была характерна исключительно для вышеназванных любомудров; но то, что у них она стала руководящей мыслью — несомненно. Несомненно, однако, и другое. Одного стремления группы талантливых мыслителей к тому, чтобы, по удачному выражению Георгия Флоровского (1893–1979), философия в России стала русской философией [1: 236], устойчивым проявлением национальной культуры, — недостаточно. Для этого требуется более общий и мощный фактор. Таким фактором является подъем национальной культуры в целом на принципиально новый уровень, где причастность к культуре означает, в той или иной степени, причастность к философии...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 3. На пороге национальной философии: «Общество любомудрия»

Сегодня мы начинаем рассматривать процесс становления русской национальной философии. Почему я говорю не просто о русской философии, а о русской национальной философии? Значит ли это, что меня интересуют только черты, отличающие русскую философию от философии других европейских народов? Такие черты, естественно, есть, и более того — являются существенными, глубоко важными. Но пока речь не о них. О национальном характере русской философии я говорю сейчас в другом смысле. Поясню, в каком именно. В Древнем Риме слово natio означало, в первую очередь, рождение, происхождение, род [1: 594–505]. И хотя этим идея нации, конечно, не исчерпывается, но, тем не менее, называя те или иные культурно-исторические явления национальными, мы должны иметь представление о родословной этих явлений, их происхождении и связанной с этим происхождением преемственности, традиции. Национальное по сути своей существует лишь там, где есть живая традиция...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Знакомство с автором

1. Расскажите, что стало причиной Вашего прихода в философию? Какими были первые опыты?

 

Причиной была чисто внутренняя потребность в философии. А «первыми опытами» были рефераты прочитанных статей и книг.

 

2. Кого можете назвать своими учителями в философии?

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 2. Господствующая схема истории русской философии, ее следствия, ее несостоятельность и ее альтернатива

В каком смысле я говорю о «господствующей» схеме? В самом прямом: и поныне она господствует как в среде профессиональных историков русской философии, так и в среде тех, кто просто интересуется этой историей. В 1-й лекции уже отмечалось, что эта схема была разработана философами, эмигрировавшими из Советской России на Запад, и по сути дела (а нередко и по языку первых изданий соответствующих сочинений) была рассчитана, в той или иной степени, на западного читателя. Этот момент немаловажен. Заинтриговать достаточно широкий круг читателей на Западе было нелегко, и успешно выполнить эту задачу могла не просто книга о русской философии, а книга о какой-то особой русской философии, принципиально отличной от той философии, которая давно преобладала в западноевропейской культуре, от философии преимущественно светской, секуляризованной (лат. saecularis — мирской, светский). Я ни в коем случае не хочу сказать, что желание «заинтриговать» западного читателя было единственным мотивом философов-эмигрантов, но то, что подобный мотив играл далеко не второстепенную роль, несомненно...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Лекция 1. Задачи школы. Что такое история? Две «истории русской философии». Tertium non datur?

Школа русской философии ставит перед собою четыре основные задачи: 1. Составить адекватное представление об истории русской философской мысли, выявить основные этапы этой истории. 2. Рассмотреть творчество ведущих представителей русской философии на каждом из этих этапов. 3. Овладеть языком (дискурсом) русской философии, ее ключевыми понятиями, категориями, идеями и концепциями. 4. Оценить современное состояние русской философии и перспективы ее возрождения и дальнейшего развития. Отмечу уже сейчас, что вышеназванные задачи будут решаться в определенной степени параллельно; например, элементы решения третьей задачи будут присутствовать практически в каждой лекции. Подчеркну также, что предлагаемый курс лекций не будет ни апологетическим, превозносящим русскую философию до небес, ни нигилистическим, отвергающим возможность самостоятельной русской философии, живущей не только переводами с иностранных языков. Автор курса будет стремиться к тому, чтобы его лекции имели подлинно критический характер, в настоящем смысле древнегреческого слова κριτικός — способный к различению истинного и ложного...

Tags: 

Николай ИЛЬИН. Душа человека по природе своей национальна

Народность следует искать, прежде всего, в себе самом. А если выражаться более строго, именно народность составляет то, что философы и богословы называют природой человека, которой он обладает наряду с личностью. Говоря кратко, личность и народность — это два главных начала человеческого бытия, которое не сводится только к личности («чистый» персонализм). Именно наличие в человеке двух начал порождает неустранимую двойственность человеческого бытия, порождает его трагедию и, одновременно, стремление к гармонии этих начал. Но почему я уверен, что природа человека заключается именно в его народности? Сначала напомню, что еще в Средние века было отмечено, что личность человека отвечает на вопрос «кто?» (quis), а его природа на вопрос «что?» (quid). Но с ответами на эти вопросы дело обстоит далеко не одинаково. С личностью всё более или менее ясно (тоже благодаря русским мыслителям, особенно В. И. Несмелову и В. А. Снегиреву). С личностью связаны самосознание человека и его свобода; именно они делают его личностью, а не вещью (Несмелов)...

Tags: 

Николай ИЛЬИН Мужество мыслящего человека — это его самостоянье

...Начав изучать философию (не «советскую», не вызвавшую у меня интереса по причинам, о которых надо говорить особо), я в течение нескольких лет сделал два «судьбоносных» (для меня) открытия. Сначала мне открылся Декарт с его «я мыслю, следовательно, существую», и Декарт так и остался для меня «философом № 1». А потом дошла очередь до русской философии, и здесь я сделал второе открытие: по-настоящему интересной для меня оказалась не «русская религиозная философия», произведения которой ходили по рукам среди моих знакомых, а плеяда русских мыслителей, создавших свои основные произведения, главным образом, в последнюю четверть XIX века — в период, который я называю сегодня золотым веком русской философии. Здесь для меня сосредоточились самые значимые имена: Николай Страхов, Лев Лопатин, Петр Астафьев, Николай Дебольский и еще три-четыре имени...

Tags: 

Страницы

Подписка на RSS - Ильин Н.П.