Европиды: их боги и герои
В самом начале исследования темы нам следует разобраться с употребляемыми понятиями. Злоупотребление термином «арийцы» в нацистской Германии наложило – в силу поражения и капитуляции немецкого государства во Второй мировой войне – негативный отпечаток и на само это слово. Между тем этноним «иранец» по сути и означает ни что иное как «ариец». Звучит чуть иначе, а по сути это то же самое слово.
В советские годы во всех почти вузах страны (кроме нескольких биологических факультетов) учили тому, что существует всего три расы: европеоидная, негроидная и монголоидная, которая в свою очередь разделялась на две – большую и малую. А еще назывались некие другие малые расы, например, пигмеи. И всё! Для советского человека это знание рас считалось более чем достаточным. Причем, достаточным не только для выпускников каких-то технических вузах. Нет, всех советских гуманитариев так учили. Забегая вперед, отметим, что подобное разделение человечества абсолютно неправильное. Но в стране, победившей фашистскую чуму, человеконенавистническую идеологию, объявлявшую большинство жителей Советского Союза недочеловеками, иного понимания расовой природы просто не допускалось и жестко пресекалось.
К счастью, в стране советов все же существовала такая специальность как антропология. И антропологов учили всё-таки реальному положению дел с расами, а не фантомно-идеологическому. Но донести до советского общества в полноценном виде эту картину мира им не представлялось никакой возможности. Для остального советского восприятия имелась примитивизированная картинка: европеоидная, негроидная и монголоидная. Мы – интернационалисты и всё тут.
К ещё большему счастью, в мире существовала не только страна советов, но продолжали действовать научные школы в той же Англии. Бывшая Британская империя нуждалась в объективном освещении расовой картины в регионах, куда простирались интересы Лондона. Благодаря этому мы знаем, что существует европидная раса, в составе которой выделяют подрасы, такие как альпиды и нордиды, например, а также более мелкие таксоны. Для интересующихся подробностями назовем из относительно свежих (в переводе на русский язык) книгу: Дж. Бейкер. Раса. Взгляд белого человека на эволюцию. М., 2015.
Так вот, теперь, когда мы разобрались с тем, чьими по расовой принадлежности были известные нам со школы античные герои, мы можем двинуться дальше.
Практически у всех «арийских» (европидных) народов в раннее античное время появлялись герои, которые прославились тем, что побеждали страшных и казавшихся непобедимыми врагов. Героизм этих людей выражался не только в военном деле, но и в государственном управлении, а порой даже в технических решениях. Все помнят из мифов о том, как Геракл очищал Авгиевы конюшни, из которых многие годы не вывозился навоз. Герой впервые (в писанной истории) применил технологический приём гидросмыва.
Абхазы, до нашего времени сохранившие целые пласты сознания античного времени, и сегодня воспринимают древних героев так же, как и две с половиной тысячи лет назад. Похождения Сасрыквы – обязательное семейное чтение абхазских детей. А пантеон древних абхазских богов почти не претерпел изменений даже в среде христиан и мусульман абхазской национальности. Но не станем здесь подробно описывать античных богов и героев абхазов. Отошлем вас к специальным исследованиям этой темы (Барцыц Р.М. Абхазский религиозный синкретизм в культовых комплексах и современной обрядовой практике. М., 2009; Бройдо А.И. Некоторые аспекты мифа об ацанах.).
Герои античности – в ходе разбирательства – оказываются друг другу родственниками. По мере их обожествления родственные связи, разумеется, сохраняются. Хотя и те и другие – и герои, и боги – являются сегодня лишь персонажами мифов, все они – родственники. Имеются попытки разной степени успешности – выстроить генеалогические таблицы древних греческих богов. К сожалению, у эллинов не было отделений ЗАГСа, никто не фиксировал точных дат рождения и смерти не только простых людей, но даже героев и богов. Так или иначе, само существование неких генеалогических связей мифических персонажей показывает, что изначально в древности были определенные реальные живые люди, которые совершали некие подвиги, за что со временем в легендах некоторые из них и были объявлены богами.
Героев и богов объединяет преобладающая модель поведения. Это из ряда вон выходящие личности, не признающие никаких обязательных правил поведения. Это были люди дерзкие, не считавшиеся ни с какими авторитетами своего времени. В подтверждение сказанного можно привести десятки примеров, но ограничимся одним – Эдипом. Кстати, Зигмуд Фрейд всё, что прочитал в мифе об Эдипе, затем злостно переврал в своём «Эдиповом комплекте». Практически никаких пересечений с образом Эдипа из мифа у создателя фрейдизма не осталось.
Эдип по каким-то неизвестным нам причинам (ему так нагадали) направлялся в город-государство Фивы, когда по дороге ему встретился какой-то мужик, который вел себя дерзко – по мнению Эдипа. Недолго думая, герой зарезал путника. Этот жест уже исчерпывающе демонстрирует нравы античных героев. Далее Эдип прибыл в Фивы и спас город от назойливых врагов (тоже, наверное, убил их вождей). Героя провозгласили царем Фив и дали ему царицу, по традиции, бывшую жену предыдущего неизвестно куда сгинувшего царя. От Эдипа царица нарожала четверых детей, когда наконец стало известно, что это его мать, а дерзкий мужик, попавшийся по пути в Фивы, – отец.
Собственно говоря, уже описанного эпизода – одного из сотен подобных же эпизодов из жизни античных героев и богов – достаточно, чтобы понять, о каком-таком «дежавю» мы будем дальше говорить, наблюдая за происходящим в современной Западной Европе.