Глава 30.
Маруся вернулась с фермы к вечеру, прошлась по пустому дому (надо сказать Петрушкину, чтобы кровати забирали), заглянула в сарай. Добрый вечер, Мария Николаевна! – приветствовали её Кравчёнок, Просторов и гитарист, которые, как и Бродкин, отложили отъезд на последний день, то есть на завтра.
- Вы ещё тута?
- Да, мы завтра вместе с Бродкиным решили отъехать.
- А он где ж?
- В лес отправился за грибами.
- Тут я! – Маруся даже вздрогнула. - Живой и невредимый! – Отозвался в дверях Аркадий. - И с полной корзиной грибов. Вот, Мария Николаевна, хочу родителей побаловать.
- Тогда надо их перебрать и в погреб спустить, чтобы червь не развился. А лучше сейчас отварить и чуток присолить, чтобы так и отвезть. Как лучше считаете, так и поступайте, Аркадий Борисович.
- Во как! – удивился Сашка, - тебя по отчеству величают. Как сурьёзного скульптора. Чего изволите, ваше сиятельство?
50
- Наше сиятельство желало бы пожрать.
- Это можно, я вас уж напоследок накормлю. Там осталась колбаса варёная, что Петрушкин принёс, я яичницу приготовлю. Будете? С колбасой яичница подойдёт?
- А картошечки жареной? - поклянчил Аркадий.
- И картошечки, куда от вас денешься.
Аркадий решил везти грибы в Москву свежими, так красиво, перебрал их на кухне под присмотром Маруси, едва уговорив её на это, и отнёс в погреб на лёд.
- Берите корзину с собой, пусть подарком будет. Больше мне нечего подарить, разве вот банку огурчиков.
Сели ужинать – стук в дверь. Соседка застенчивая Аграфена с тазом пирогов.
- Гляжу, Маня, цельный месяц, да больше, у тебя жильцов полон дом, стеснительно зайти. А нынче многие отъехали, решилась заглянуть. Здравствуйте, гости дорогие. Так уж я насмелилась, вот пирогов напекла, угостить вас, прошу принять наше деревенское. – И она поставила на стол таз с пирогами, которые тут же были расхватаны студентами.
- Как вас звать-величать?
- Аграфена Филипповна. А вы кто ж да кто ж такие будитя?
-Художники, а пока студенты, учимся ещё рисовать. А как мы рисуем, можете посмотреть в клубе, мы вам там стены расписали.
- Ладныть, завтрева схожу, посмотрю.
Нашлась и бутылочка сладенького хозяйку и соседку угостить, прощальные тосты произнести, всё, как положено. Аркадий несколько раз отлучался, бегал смотреть, как там гипс в форме себя ведёт. Но всё равно, посидели славно. И даже попели под гитару.
Ночью Бродкин попытался повторить вчерашнее, но дверь в Марусиной пристройке была закрыта, хотя свет в окошке горел долго (Марусю поглотила «Мадам Бовари»; читая роман, она обливалась слезами), но никакие Аркашкины ухищрения не помогли, как он ни царапался и ни мяукал под дверью и ни скрёб её ногтями, ни хныкал притворно у порога, он слышал в ответ: «Не балуйте, Аркадий Борисович. Идите спать. Ничего больше не будет. Побаловались и хватит».
Наконец, он ушёл в свою конуру и долго крутился и вздыхал в постели, громко, чтобы Маруся слышала через тонкую стенку.
Утром он первым делом проверил заливку. Гипс затвердел. Тогда он позвал Сашку и они вместе осторожно извлекли форму из ямы и установили её, как полагается стоять бюсту, на столе во дворе.
Аркадий осторожно удалил бинты и стал резаком разделять форму надвое. Наконец, половинки были сняты, и открылось лицо Устьинской мадонны.
- Ещё краше! – Сашка даже причмокнул. – Ещё краше, чем из глины! Ну, Кадюся, ты мастер, а бюст – доказательство твоего мастерства. Это дипломная работа, точно.
Просторов и гитарист похлопали в ладоши.
- Браво, браво!
- Ещё и на бис надо второй бюст! – Сказал Сашка.
В месте стыка половинок был заметен невысокий шов.
- Это мы зашкурим, всё лишнее уберём, - бормотал, волнуясь, Бродкин, у меня в чемоданчике где-то есть наждак.
Он провозился с бюстом до обеда, Сашка сходил к Петрушкину, тот дал машину, на ней они и доставили бюст в контору совхоза. А в кабинете Лашкова как раз шло совещание специалистов, была там и Маруся как бригадир животноводческого комплекса.
Идёт совещание. Вдруг двери кабинета распахиваются и ребята вносят гипсовый бюст Марии Бродовой, кандидата в герои соцтруда, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени, и ставят его на край стола для всеобщего обозрения.
51
Маруся обмерла, Лашков медленно поднял ладони и зааплодировал, за ним захлопали всё присутствующие.
- Слово имеет автор, студент художественного училища молодой скульптор Аркадий Бродкин! – торжественно объявил Сергей Просторов.
- Дорогие товарищи! Я… В общем, я … был удивлён и восхищён работой Марии Николаевны. И всеми её делами. Я городской маменькин сынок никогда раньше не сталкивался с жизнью людей простого, но главного труда на земле, тех людей, которые кормят страну, весь народ. Я ещё многого не знаю, но вот то, к чему мне удалось прикоснуться… Простите за высокопарный стиль речи, но я говорю искренно; я этим потрясён, и я влюбился в Марусю, простите, в Марию Николаевну, в её труд, в её манеру
говорить, в её жесты, руки, взгляд, в поворот головы…. Мне трудно всё объяснить, потому что я этого ещё не пережил, не перечувствовал до конца. Но я увожу отсюда с собой… вдохновение... огромное вдохновение… Может быть, на всю жизнь. Мария вдохновила меня на создание образа русской крестьянки для панно–фрески в вашем клубе и вот на эту работу, портрет мастера машинного доения. Прошу принять бюст в качестве подарка вашему совхозу. Надеюсь, он займёт достойное место в клубе в галерее ударников труда. – Под аплодисменты закончил Аркадий.
- Любуйся, любуйся, Маруся, - твердил Лашков, - гэтак, и поблагодари автора.
Маруся подошла к Аркадию, положила ему руки на плечи и поцеловала в щёку:
- Спасибо, Аркаша, спасибо, дорогой, за всё, большое спасибо.
- Да ладно, Маша, прости меня, - шепнул в ответ Бродкин.