Глава 25.
С утра Аркадий обихаживал глиняный бюст Маруси. Он выявил и вылизал каждую морщинку у глаз, родинку на щеке, веки, губы, лоб, волосы, чуть вьющиеся и ниспадающие на лоб, подбородок, косынку на шее – всё так явственно и выразительно, что косынку хотелось потрогать рукой. И та же загадочная улыбка – ну прямо Устьинская мадонна. Он прикрыл бюст влажной мешковиной и вышел из пристройки. Однокашники, заканчивая день, собирались на подворье. Кто-то сидел на ступенях крыльца и наигрывал на гитаре, кто-то пристроился рядом и пытался что-то подпевать; группа студентов только что вернулась с реки, свежие, загорелые, с мокрыми волосами.
- Вот и Мария Николаевна кстати! – Крикнул Сашка Кравчёнок. – Молочка попьём?!
- Тебе бы, Шурик, только му-му доить, - послышалось с крыльца.
Аркадий похлопал в ладоши:
- Народ! Я делаю к вам серьёзное обращение! Сейчас я хочу показать своё главное… Помогите только вынести из мастерской, мне нужны трое.
Пошли с Аркадием в пристройку, вынесли стол с бюстом, прикрытым мешковиной. Что под ним – не сразу ясно.
- И чего? - кисло спросил Косяков, опять чего-то накосячил?
41
- Набутербродил! – ответил Бродкин и снял мешковину.
Мёртвая тишина разверзлась над подворьем. Надо было бы её уже прервать, но никому не хотелось. Сказать : «ё…» - значит, ничего не сказать. А произнести что-то серьёзное, оценочное, не хватало духу. Художники смотрели не на игрушку, сделанную их коллегой, а на что-то гораздо значительнее, чем простая, заурядная вещь. Перед ними был шедевр, рождённый порывом души молодого художника, разглядевшего в прототипе нечто такое, на что не обратили внимания остальные.
- Это серьёзно, - только и сказал Кравчёнок. – Зараза ты, Брод!
- Бродкин да Винчи! – и в этом возгласе послышались трудно скрываемые нотки зависти, которую неумело попытались перевести в шутку.
- Да…. Классно, - Просторов протянул Аркадию руку и крепко пожал его ладонь. – Не ожидал, старик, не ожидал.
Однокашники столпились возле бюста и некоторые стремились что-то сказать, а некоторые отмалчивались, переживая впечатление от увиденного.
- А что нам скажет модель? – с легким подколом спросил Марусю Косяков.
- Мария Николаевна, правда, как вам работа Аркадия? - Добавил Просторов.
- Я не знаю, - замялась Маруся. – Я ведь в этом ничего не понимаю, мне кажется, я здесь на негритянку похожа… - закончила она под общий хохот.
- Ничего, отольём бюст из гипса, отмоем негритянку до бела, - пообещал Бродкин.
- Это выставочная вещь, надо сделать форму и сохранить её до института. – Заметил Просторов. – А там отольёшь – и на осенний вернисаж в Дом художника.
- Посмотрим.
- Небось, грудь от восторга распирает, а, Брод? – спросил Косяков.
- Распирает, - согласился Аркадий.
- Ну, давай тогда обмоем это дело! Ребя, обмоем?! – заорал Косяков.
- Завтра, завтра, а сейчас молочком, – осадил его Просторов.
- А сфотографироваться! – спохватился Бродкин, - толпа, я сейчас! – и он нырнул в пристройку и тут же выбежал с фотокамерой. – Маруся, встань к бюсту. Так, я снимаю! Теперь давай, Кравчёнок, сделай кадр, я встану. Автор всё-таки! – Он показал Сашке, где и как нажимать, перевёл плёнку и занял место рядом с Бродовой.
И так они и запечатлелись на плёнке: Маруся, глиняная её копия и молодой скульптор Аркадий Бродкин.
- Внимание, объявление! – заявил Просторов сразу после съёмки. – Завтра играем в футбол с совхозной сборной, я договорился.
- Где?
- На их стадионе. Сегодня, прошу, не расслабляйтесь, завтра предстоит серьёзная битва!
- А кто у нас вратарь? Халанский-то с нами не поехал.
- Пацаны, я держу завтра ворота. Запру на замок! – гаркнул Бродкин.
- Врать-то!
- Посмотрим-поглядим! – ответил Аркадий.