XXI. [В течение недели Вадим разбирал на работе так называемые завалы...]
В течение недели Вадим разбирал на работе так называемые завалы – огромные кипы старых бумаг, документов, газет и журналов, которые требовали инвентаризации. Он все время пытался заставить себя забыть нечаянную встречу на вечере у госпожи Чулимовой, но что бы он ни делал, куда бы ни шел и о чем бы ни думал – все время в ушах звучало: «я замужем». По вечерам читал запоем – и каждая героиня, Ремарка ли, Флобера или Хемингуэя приобретала черты Ани, становилась Аней, говорила и двигалась, как Аня. А ему-то казалось, что он смог с этим наваждением покончить еще тогда, три года назад. Иногда мучительно тянуло позвонить по старому телефону, узнать, где она сейчас живет - при встрече он был так ошеломлен, что об этом не спросил. Но зачем? Говорить с папой-домовладельцем? Вадим усмехнулся. Просить под каким-то предлогом новый адрес? Допустим, он достанет ее телефон. И потом в трубке услышать мужской голос, что-то такое объяснять, просить позвать «Анну к телефону».
В воскресенье позвонил телефон. Вадим бросился к трубке.
Звонил Кантор и говорил, что достал кое-что и если Буров не против, то недельки через две можно будет созвониться. Вадим ответил согласием и повесил трубку.
Еще через неделю Вадим встретил в центре, на Кузнецком, напротив знаменитого «Букиниста», Лену, – она стала элегантной дамой, ее сыну было два года, но как только они обменялись ничего не значащими словами, она затеяла разговор на тему: уходить ей или не уходить от мужа. Она рассказывала, что уже ничего не ждет от семейной жизни, что они с мужем, кажется, смертельно надоели друг другу.
Вечером того же дня Вадим позвонил Андрею и рассказал о встрече с Леной.
-Приезжай, - коротко бросил Андрей.
В Лаврушенском все было по-прежнему. Борис Наумович пропадал где-то в командировке, на его столе лежала толстая рукопись.
-Что это? - спросил Вадим.
-Отцу передали. «Сын человеческий», он оставил мне.
-Читал уже?
-Читал.
-Ну и как?
- Экуменическая книга.
-А ты еврейский ортодокс?
Андрей ничего не ответил, а пошел на кухню и принес оттуда бутылку водки.
В комнате Андрея все так же висел словарь по ивриту. Андрей налил и предложил закусить марроканскими апельсинами.
-А ты знаешь, что такое марроканские апельсины? – спросил он Вадима.
-Да, а что, в них есть чего-нибудь особенное?
-Это наши выращивают, а продают их под видом апельсинов из Марроко.
-Наши?
-В Израиле, - пояснил Андрей и выпил рюмку. – Ну, - прибавил он, - рассказывай.
-Про что?
-Про Лену, где ты ее встретил, как она, как ребенок?
-Да в центре, на Кузнецком, стала шикарной дамой, такая немного вальяжная. А в голове все такой же ветер. Думает, не развестись ли.
Выпили по второй, закусили то ли марроканскими, то ли израильскими апельсинами. И тогда Андрей рассказал Вадиму, что был сильно, до безумия влюблен в Лену и делал ей предложение.
-Ты? – изумился Вадим.
-Я, - ответил Андрей.
-Когда?
-Да у Вольдемара, на втором курсе, помнишь, он еще тогда со своей женой познакомился.
- Помню, и ты тогда Ленке делал предложение?
И Андрей рассказал, что и своих японцев он читал, чтобы обратить на себя ее внимание, и на старофранцузском, - а сейчас он уже знает семь языков, - и Бродского вслух. И таинственный вид принимал - все это ради нее, ради ее выразительных глаз, золотистых волос, высокой и стройной фигуры.
Вадим подумал тогда, что удивительно, как мужчины невысокого роста любят высоких женщин. А Андрей был очень невысок.
Андрей уже захмелел и своим глухим голосом начал читать наизусть «Исаака и Авраама».
-Ты помнишь дядю Мишу? - спросил вдруг Андрей, - когда долгое чтение закончилось
-Помню, - он к вам в гости тогда зашел, к твоему отцу, кажется.
-Да, интересный был старик, он умер прошлым летом.
-Умер?
-Да, и вот что интересно, незадолго до смерти он пригласил меня к себе, я до этого у него никогда не был.
- Пойдемте ко мне, Андрюша, - сказал он, - мне нужно вам что-то важное показать.
Я с ним пошел, вхожу. Ожидал увидеть пресловутую «Рощу» Шишкина, но Шишкина не было, а на стене висит выцветший такой Васнецов – «Три богатыря». У окна старый комод, на нем фарфоровая тарелочка с каемкой, в углу узкая кровать с точеными шишечками, а посередине комнаты круглый стол, на столе ваза с высохшими яблоками и одна фотография. В темной рамке, немного пожелтевшая. На ней очень симпатичная девушка, в белом берете, чуть сдвинутом набок. Из-под берета выбивается светлая прядь коротко остриженных волос.
-Девушка блондинка? - вдруг спросил Вадим странным голосом.
-Я же говорю – светловолосая.
-А берет белый?
-Ну да, а что?
-Ничего, ну а дальше.
-Самое странное, что снимок был, вероятно, когда-то разорван пополам и вновь склеен.
-Странно, - пробормотал Вадим, - не может быть.
-Чего не может быть? – Андрей с удивлением посмотрел на приятеля.
-Да так, ну, и что дальше?
-Это кто? – спросил я дядю Мишу.
-Это, - сказал он мне, - моя Ниночка, жена, в двадцать седьмом.
-Ниночка! – почти закричал Вадим.
-Да что с тобой? – удивился Андрей, - выпил, что ли много?
-Ничего, а ты что-нибудь поподробнее про этого дядю Мишу не знаешь?
- В тот-то и дело. Я тебе почему рассказываю? Ты такие вещи любишь. Он мне тогда дал одну тетрадь в черной клеенчатой обложке. Сказал, что в ней его жизнь. Трогательно так сказал. Здесь, - говорит, - есть кое-что, да вы садитесь, Андрюша, и послушайте меня, старика.
Я тогда сел, а он так и остался стоять.
-Да, так вот дело какое, - сказал он, - мне, наверное, уже недолго осталось.
-Дядь Миш, - говорю я ему, - да что вы.
-Ничего, - он мне говорит, - Андрюшенька, ничего, старики должны чаще думать о последнем рубеже. Я атеист, как вы, Андрюшенька, знаете, в загробную жизнь не верю, Но уходить совсем уж бесследно не хотелось бы. Вот после моего ухода вы, Андрюшенька, прочитаете эту тетрадочку. В ней кое-какие мои воспоминания о жизни, я же все-таки долгую жизнь прожил, Маяковского видел, других, строил много. Здесь не все, может быть, позже еще напишу. Здесь моя юность, так сказать, молодость. Да, молодость. – Тут он замолчал на некоторое время. Потом продолжил. - В то время, когда я был молод, и Ниночка, моя жена была молода, браки можно было не регистрировать, вот и мы с Ниночкой не зарегистрировались, а жили так. Но жили, как говорится, душа в душу.
После этого он замолчал надолго. Мне стало неудобно. Я сказал, - Я пойду, дядя Миша.
Он вдруг очнулся, сунул мне в руку эту тетрадь и проводил меня до двери, а через три месяца его не стало.
-Где она?
-Кто?
-Тетрадь эта.
-Да вот она, - Андрей достал с полки общую тетрадь в черной клеенчатой обложке и протянул Вадиму.
-А ты не читал?
-Нет, не читал, все как-то времени не было, или желания, - прибавил он.
-Понимаю, - Вадим открыл первую страницу и прочитал.
-Я родился в 1905 году в семье почтового служащего».
-Можно взять?
-Конечно, тебе, я думаю, будет интересно.
-А кто теперь живет в комнате этого дяди Миши?
-Теперь? Художник один, выставляется на Малой Грузинской. Хочешь, пойдем к нему, он сейчас как раз дома.
-Конечно, пошли.
Дверь в квартире напротив была вся украшена табличками, кому и сколько звонить. Семья Андрея на площадке единственная занимала квартиру целиком.
Художник оказался длинноволос, в больших очках-стрекозах и с черной бородкой, делавшей его похожим на Мефистофеля. Звали его Юрой.
-Милости прошу, - произнес он, пропуская перед собой Андрея и Вадима.
Они вошли в бывшую комнату дяди Миши. На стене висел выцветший Васнецов – «Три богатыря». У окна старый комод, на нем фарфоровая тарелочка с каемкой, в углу узкая кровать с точеными шишечками, а посередине комнаты круглый стол, на столе ваза с высохшими яблоками и одна фотография. В темной рамке, немного пожелтевшая. На ней была запечатлена очень симпатичная девушка, в белом берете, чуть сдвинутом набок. Из-под берета выбивалась светлая прядь коротко остриженных волос.
Вадим смотрел и не верил своим глазам: это была Нина Петровна, Анина бабушка! Он подошел ближе. Точно! Она, он не мог ошибиться.
Голова у него кружилась, это было какое-то странное чувство, словно он прикоснулся к чему-то очень важному, словно открылась дверь в нездешний мир. И только одно было непонятно – Андрей говорил, что фотография была разорвана и склеена, а эта была целой.
-Я все здесь оставил в неприкосновенности, - сказал художник, - это своего рода экспонаты.
-А где же разорванная фотография, о которой ты говорил? – спросил Вадим, когда они вернулись от художника к Андрею.
Андрей посмотрел как-то странно.
-Она ушла вместе с дядей Мишей.
-Как это, - не понял Вадим.
-Понимай, как хочешь, - ответил Андрей.
-А та, что на столе?
-Мы пересняли ее. Вот Юра и помог нам это сделать.