Яков ШАФРАН. Дорогая Литературная газета!..
Помню, еще в молодые студенческие годы, хоть и говорили тогда, что студенты газет не читают, с интересом ждал, когда в киоске "Союзпечать" появится свежий номер "Литературки", как по-дружески называли газету ее многочисленные почитатели. А затем с головой окунался в увлекательные публикации, не пропуская ничего, ибо все было интересно и актуально. И вот, сколько лет уже прошло с той поры, но газета не потеряла ни в количестве материалов на животрепещущие темы, ни в качестве. Вот только читателей стало гораздо меньше. Однако виновата в этом не "Литературная газета", а смещение вектора целеустремленности большинства людей в другую от культуры и духовности сторону — к безудержному накопительству и потреблению. Газета же по-прежнему, как флагман литературного флота, держит свой строгий курс на Культуру, Истину и Духовность, ни на кабельтов не отступая от него.
И первая же страница №43, 2012 г. подтверждает это мнение работами: "...А попали в Россию" и "Мина под государство".
В 2012 году мы отмечали 90-летие со дня рождения великого русского философа Александра Зиновьева. С одной из его лучших фотографий, опубликованной в газете, на нас смотрит лицо мужественного человека, мыслителя. Его поза, легкий наклон к книжным полкам, то, как руки держат книгу, — все говорит о любви к правде, о жизни, посвященной ей. Горькая складка у рта и пристальный взор, обращенный к нам, как бы продолжают его мысль, выраженную в последнем прогнозе: "Впереди самый страшный этап антирусского проекта: он касается присутствия русских в истории человечества. Сущность этой части проекта — постепенно искажая и занижая вклад русских в историю, в конце концов исключить из памяти человечества все следы их пребывания в истории вообще..."*. На этот прогноз, как и на все сказанное им, в наш век неверия и недоверия можно полагаться, так как Зиновьев — человек, по словам писателя Игоря Волгина, у которого, "безжалостного сокрушителя коммунизма, достало интеллектуальной честности признать, что советская цивилизация стала естественным продолжением всего драматического хода отечественной истории"**. Это стремление докопаться до истины, глубинная честность — качества, всегда присущие лишь небольшому числу людей, качества пророческие. «Зиновьев в конце жизни сформулировал, наверное, главный постулат русского человека — не столь важен государственный строй, сколь важна Россия. Ее величие, ее мощь, ее люди»,— пишет Анна Прохорова***.
Зиновьев никогда не был конформистом, ему это органически не присуще. Но в его системе нравственного поведения человека, как он понимал в конце жизни и что отраженно в работе «Русский эксперимент»****, есть такие мысли-правила: «Нельзя устранить недостатки того или иного общественного строя, не устранив его достоинств. А раз так, то главным в моей жизни должна быть не борьба за преобразование общества в духе каких-то идеалов, а создание идеального общества в себе самом, совершенствование в духе моего собственного идеала человека... »*****.
Привлекает внимание читателя большое интервью Феликса Медведева с самим А.А. Зиновьевым*. Беседа была проведена в 1988 г. в Мюнхене, когда философ еще жил за границей. В ней отражены многие его взгляды, убеждения и ключевые мысли, такие как: «Я — русский человек не хочу зла своей стране...», «Я принимаю все как реальность. И вижу свою задачу в одном: изучить эту реальность и описать ее... И построить теорию, которая даст мне возможность строить прогнозы...», «...Кроме своей совести — других судей нет».
Этот номер газеты посвящен еще одной важной теме — 90-летию образования СССР. В период существования СССР Россия достигла наивысшего в своей истории уровня развития и величия. Почему же Союз распался? Известный историк, д.и.н. Юрий Жуков в беседе с Владимиром Сухомлиновым** корни этого процесса видит в далекой истории, в ошибочной политике династии Романовых, представители которой, присоединяя территории лишь физически, не занимались созданием единого народа ни в социально-экономическом, ни в культурном, ни в политическом, да и вообще ни в каком смысле. Поэтому развал страны, и очень активно, начался в 1917 году, когда все национальные окраины, и не только, стремились отсоединиться. Большевикам от империи, согласились собеседники, этот процесс достался по наследству. И сразу же началась борьба между «левыми», целью которых являлось использование России и народа в качестве ударной силы мировой революции, и государственниками. Группу государственников возглавлял И. В. Сталин, который был против федерализма по национальному принципу и добился включения во II программу партии положения о том, что такое «федеративное объединение государств» является лишь временным, переходным к единому унитарному государству без национальных республик и автономий, делящемуся лишь на области и экономические регионы. Но роль троцкистов, выпускавших в последние годы жизни Ленина, фальшивки под именем вождя, в тот период была велика, и они добились своего. Но все же не так, как им хотелось — не произошло мгновенного раздела страны. Хотя вред был нанесен значительный — под страну на двух уровнях — СССР и РСФСР (нынешняя Российская Федерация) — была заложена мина замедленного действия, которая в любой момент при значительном кризисе, могла сработать, и сработала в начале 90-х. Поэтому в заключение беседы звучит мысль — «надо не повторять прошлые ошибки сегодня».
По мере чтения номера газеты, хочется многое сказать, начиная словами давних писем ее читателей: «Дорогая “Литературная газета”…». Газета, действительно, дорога. Дорога тем, что болеет «душой» за страну, за народ (под этим термином понимается совокупность чувств, переживаний, мыслей, мотивов авторов, позиция самой газеты по различным вопросам, — все это можно назвать ее душой — Прим. авт.). Этой болью наполнена и статья о фильме А. Пивоварова «Хлеб для Сталина. История раскулачивания»*. Ведь правду не скрыть никакими художественными и иными ухищрениями. А она в том, что авторы фильма и их герои проклинают всеми возможными способами коллективизацию, на которую И.В. Сталин вынужден был пойти, так как много хлеба необходимо было для города и армии, для создания промышленности, без которой СССР бы не стало через десяток лет в огне будущей неминуемой войны. Проклиная коллективизацию, они — потомки тех самых кулаков, поставившие в свое время свои личные интересы выше общих — народных и государственных, — живут в стране с вымирающими деревнями и пустующими и заросшими кустарником полями, ставшими такими не из-за коллективизации, а вовсе даже наоборот. Так и хочется повторить за Александром Бобровым цитату из Даниэля: «И вновь тоскуем по России // Пастеризованной тоской, // О либералы-паразиты // На гноище беды людской…»*.
В этой связи значимы слова министра культуры РФ Владимира Мединского, призвавшего представителей СМИ перестать «мазохистски копаться в собственном прошлом в поисках червоточин с акцентом на ошибках и неудачах» и понять, что «наша история — это история массового народного подвига, история самоотречения и жертвенного служения»**. Именно такой подход может вернуть вначале хотя бы часть того патриотизма, который был у советских людей, а затем возродить и укрепить его, что может стать противоядием от антипатриотизма, который буквально лезет все двадцать четыре часа в сутки изо всех «щелей» радио- и телеэфира.
«Модно и выгодно не любить Родину, а хулить ее или топить в иронии»,— пишет С. Володин***. Он абсолютно прав — забывают наши либералы, что их антипатриотизм льет воду на мельницу их западных коллег-патриотов.
Что же такое настоящий патриотизм и настоящие патриоты, задают вопросы участники обсуждения в рубрике «Беспризорное Отечество»****. И отвечает каждый по-своему. Патриотизм — «это настоящая беспокойная заинтересованность в отечественной истории, судьбе Родины. Это трезвая зрячая любовь к Отечеству, упование, что есть у него достойное будущее…» (Юрий Кублановский). «Родина — это ведь не только предмет сентиментальных переживаний и ретроспективной гордости, но и место, где люди здесь и сейчас реализуются, где они хотят. Чтобы их уважали…» (Сергей Сергеев). «”Профессиональный” патриот вне времени и реальных проблем страны в лучшем случае — подельник, в худшем — спекулянт идеями и лозунгами…» (Игорь Круговых).
Как и всегда «Литературка» чутко отзывается на литературную жизнь страны*. Об этом говорят материалы о таких значительных событиях, как 50-летие «Литературной России», презентация книги А. Проханова «Поступь русской победы». Вселяет веру в жизнь очерк Юрия Щербакова о М.К.Луконине «Стань дыханием времени». Прекрасны слова, завершающие его: «И в этом постоянстве — залог сохранения памяти».
Предвкушая встречу с настоящей поэзией, открываем стихотворную страницу**. Вчитываемся в богатые высоким стилем строчки стихов Вячеслава Куприянова и понимаем, — наши ожидания оправдались. Как часто люди воображают о себе: «Мы мудрые пчелы // Заочных высот. // Готовим веселый // Космический мед…». А фактически: «Мы сонные мухи // В глобальной сети…». О высокой духовности поэзии и говорит концовка стихотворения «Жизненная драматургия…»: «Перед людьми извиниться // И не простивших простить!»
Впервые в газете напечатаны стихи Андрея Линенбурга. Можно ли сказать лучше, чем сказал он: «Стихи рождаются из боли!»
А такая важная тема, как воспитание детей? "Литературная газета" не может обойти эту тему вниманием. Ибо, говоря словами поэта: «Как мы дышим, так и пишем»***,— ребенка с первых лет жизни можно настроить на культуру или бескультурье. Ведь самый короткий и самый эффективный путь к психике ребенка, к его подсознанию и бессознательной сфере — через наиболее близкий и понятный ему язык. Это достигается через иллюстрации в книжке, мультфильмы, увлекательные истории и сказки. По большей части воздействие идет через формирование архетипов, которые в дальнейшем формируют поведение человека, отношение ко всему, понимание того или иного в жизни — позитивное или негативное.
Поэтому очень важная тема поднята в интервью А. Абросимовой с автором — режисером-аниматором и документалистом Сергеем Серегиным*. От того, что мы будем прививать детям — насилие и жестокость или гуманизм и сострадание, зависит, кем они станут в жизни, как будут относиться к происходящему вокруг, к человеку и его жизни.
Но в настоящее время самый важный вопрос в головах тех, кому по роду их обязанностей до;лжно влиять на умы и сердца людей — выгодный ли это бизнес? И, как продолжение этого вопроса, лозунг на рекламных щитах и в речах: «Создай свой бизнес!» и «Он знает, как заработать деньги,— она знает, как их потратить!». Об этом крик души в статье М. Локощенко**.
Поток насилия и крови, обмана и лжи, мошенничества и всеобщего воровства, коррумпированности, с одной стороны, и нескончаемый показ шикарного образа жизни представителей культурной и бизнес-элиты, с другой, при отсутствии порой средств для достойного существования большинства населения страны ведет ко все большему распространению многих пороков. Это пьянство и повсеместное курение, наркотики и насилие в семьях, проституция и педофилия. И среди них — один из самых страшных — детская наркомания. Наркотики стали уже привычными для школьников и студентов. И не случайно, ибо идет открытая пропаганда «незапрещенных психоактивных средств», размещаемая везде, где только можно, рекламу, начиная с фильмов и кончая майками и даже игрушками. А ведь наркотики — это такая пагуба, когда невинная забава быстро превращается в зависимость и далее — в погибель.
Думается, не найдется разумного человека, который вместе с С. Рыковым не воскликнул бы «Наболело!»*
Заканчивая обзор данного номера, хочется сказать — он не выбирался специально из других номеров. Просто все номера по-прежнему всегда актуальной, всегда остро ставящей вопросы и ищущей на них адекватные ответы «Литературной газеты» интересны. И хочется, как и в молодые годы, назвать газету тепло и дружески: наша «Литературка»!
Яков Шафран,
поэт, прозаик, публицист,
зав. редакцией литературно-художественного и публицистического журнала «Приокские зори»,
г. Тула
© Яков Шафран
© Copyright: Яков Шафран, 2013
Свидетельство о публикации №213100201927