Рутина Свободного Государства Конго.
1896. За один день комиссар Леон Fievez выдал 1308 отрубленных рук.
1899. Американский миссионер свидетельствует, что сбор каучука на берегах Мобойо обошелся более чем в 6000 человеческих жизней. Было израсходовано 6000 патронов – значит примерно столько же людей было застрелено, и это не считая детей, которых убивали прикладами.
1903. На 35 местах сбора каучука концессионной компании A.B.I.R. было потрачено 40335 патронов.
На оз. Тумба, в месте впадения Конго, шведский миссионер Sjöblom видел множество трупов с отрубленными руками, сотни из которых застряли в ветвях прибрежных деревьев. Как пояснил бельгийский офицер, их убили из-за каучука .
Согласно дневнику шведа Кнута Свенссона, служившего в Force Publique в 1894-95 гг, в течение 4,5 месяцев в Бикоро на оз.Тумба из-за сбора каучука было убито 527 чел.
Жителей провинившихся деревень собирали в одно место, под предлогом подписания договора или рекрутирования носильщиков, и расстреливали.
У вышеупомянутого Шарля Лемэра читаем в дневниках, как в 1891 он сжигает одну деревню за другой, убивая в каждой по 10—20 чел и захватывая женщин и детей.
Записи такого рода:
«14 июня 1891. Рейд на селение Лоливу, жители которого отказались прибыть на опорный пункт. Отвратительная погода, дождь потоками. Большая группа деревень, не смогли всё разрушить. Убито 15 черных.
14 июня 1891 в 5 утра послал занзибарца Мечоуди с 40 солдатами сжечь Нколе. Операция была успешной.
13 июля 1892 лейтенант Саразейн провел рейд в деревни Бомпопо. 20 туземцев убито, 13 женщин и детей захвачено.»
Схожие записи и у офицера Луи Леклерка в 1895.
«21 июня 1895, прибытие в Ямбиси в 10.20. Отправили несколько групп солдат на очистку местности. Несколько часов спустя они вернулись с 11 головами и 9 пленными. Судно, которое было послано на преследование 22 июня, доставило еще несколько голов. На следующий день доставлено трое задержанных и три головы. Солдаты застрелили человека, который искал свою жену и ребенка. Мы сожгли деревню…» (цит. по Hochschild, p. 322-325)
И так эти дневники заполнялись на протяжении многих месяцев и лет.
Даже нарушение технологии сбора каучука, например разрубание побегов – для скорости, каралось смертью. Окружной комиссар Жюль Jacques требует от командира поста полного уничтожения «парней из Инонго» – за отрубание ветвей.
Сотни тысяч людей, которым сожгли жилье и забрали запасы продовольствия, у которых угнали скот, были обречены на голодную смерть.
В 1899 английский путешественник E. Grogan находит северо-восток Конго обезлюдевшим на пространстве 8 тыс кв. км: деревни были сожжены. «Когда я бегло исследовал местность то видел скелеты, повсюду скелеты. То, как они лежали, говорило о совершенных тут зверствах.»
Многие тысячи мужчин женщин и детей умерли, находясь в заложниках – они часто содержались в цепях, на голой земле и не получали или почти не получали еды. Их держали так несколько недель, пока длился сбор каучука. В типичной тюрьме в 1899 умирало до 10 заключенных в день.
Массы туземцев, истощенных и насильственно перемещенных в регионы, где свирепствовали болезни типа оспы или роились мухи цеце, становились жертвой эпидемий. Только в 1901 умерло от сонной болезни полмиллиона конголезцев.
В 1910 миссионер, побывавший в районе Маи-Ндомбе, нашел, что там нет детей от 7 до 14 лет. Это те, что погибли или не родились во время каучукового бума 1896-1903 гг., когда женщин массово брали в заложники. Если женщины выживали и возвращались в свои разрушенные деревни, то вытравливали плод, потому что беременность могла помешать им убежать и спрятаться от солдат.
К 15 ноября 1908 г. Конго дало бельгийскому государству гигантскую сумму в 95,5 млн золотых бельгийских франков, из которых половину пошло на выплату королю. (Бельгия, как и Франция*, богатевшие на страданиях тропической Африки, были крупнейшими кредиторами Российской империи, обеспечившими ее политическую зависимость, что сыграло такую негативную роль в I Мировой войнe.)
За бельгийские доходы заплатило своими жизнями невероятное количество туземцев.
Р. Кейзмент оценил сокращение населения Конго за время бельгийского правления в 60%.
Официальная правительственная бельгийская комиссия определила в 1919 г., что, со времен Стэнли, население Конго сократилось вдвое. Тоже подтвердил высокопоставленный чиновник Свободного Государства Конго Шарль Liebrechts. (Hochschild, p. 331)
Jan Vansina – современный специалист по антропологии из университета Висконсина – изучил огромное количество местных источников: записи священников, регистрировавших уменьшение общин, устные повествования, генеалогии. По его оценке, с 1880 по 1920 г., население Конго сократилось по меньшей мере наполовину. (Предисловие к Vangroenweghe. P. 10)
В 1924 население Конго, по официальной статистике бельгийских колониальных властей, насчитывало 10 млн чел. Они сообщали в Брюссель, что число туземцев постоянно уменьшается и однажды они могут исчезнуть. Речь шла не о проснувшейся совести, а об исчерпанной рабочей силе. «Опасность состоит в том, что наше туземное население однажды может коллапсировать и исчезнуть, – заявил комитет колониального законодательного органа Congres nacional colonial. – Мы стоим перед своего рода пустыней». (La question sociale au Congo: Rapport au comite du congres colonial nacional, Bruxelles, 1924. P.7.)
Полагаю, что в случае победы гитлеровцев над СССР, о чем так мечтали Минкин и Ко, к годам 1955-1960, перед европейскими хозяевами встал бы такой же вопрос. Собственно, практика бельгийских колонизаторов и стоящих за ними западных финансово-промышленных групп в Конго ничем не отличалась от практики Третьего Рейха на территории СССР.
Гибель населения Конго было результатом сожжения деревень, голодной смерти заложников, гибели беженцев в болотах и джунглях, исполнения приказов на уничтожение.
Но при том, в отличие от гитлеровцев, бельгийцы в глазах мировой общественности остались чистыми, хорошими, демократичными.
Сокращение туземного населения продолжалось и после отмены правления Леопольда в ноябре 1908 г., хоть и меньшими темпами. Стали меньше жечь деревень, захватывать в заложники женщин и детей, не было уже официального отрубания рук. Это было связано не с наступлением гуманизма, а с постепенным переходом от сбора каучука в лесах к каучуковым плантациям – обрубание побегов всё-таки сделало свою роль.
Однако на уцелевших туземцев был наложен поголовный налог и, чтобы выплачивать его, они пошли работать на плантации каучука, хлопка, на производство пальмового масла. Впрочем, помимо такого «экономического принуждения», по-прежнему масштабно применялось и военно-административное.
Разрушались деревни, земли которых должны были отдать под каучуковые плантации. Продолжался увод работоспособных туземцев на плантационные работы или на использование в качестве носильщиков. Если где-то не было железных дорог и шоссе, то спины и ноги негров заменяли паровозы, вагоны, а также гужевой и вьючный транспорт.
Особенно широко принудительные работы применялись в годы I Мировой войны. Только в 1916 одна из восточно-конголезских областей с населением в 83,5 тыс. взрослых мужчин дала более 3 миллионов рабочих дней носильщиков. Несколько тысяч из них погибло из-за истощения или инфекций.
Ядром колониальной системы после I Мировой стала добыча минеральных ресурсов в интересах крупного западного капитала. Началось производство меди, золота, олова. От прибылей компаний туземцам не доставались ничего. А вот «рациональную организацию труда» они изведали в полном объеме. И в индустриальном секторе применялись свирепые наказания. Например, горнодобывающие управление в Мото на Уеле официально имело право на использование бегемотового кнута. Так за первую половину 1920 г. только по работникам этого золотодобывающего предприятия было нанесено 26579 ударов кнутом (всё подсчитано). На каждого полностью занятого – по 8 ударов.
Труд в индустриальном секторе имел принудительный характер, хотя формально шла вербовка. Проходила она так. Представитель фирмы с солдатами или наемниками являлся к вождю деревни, дарил ему подарки и объявлял о числе требуемых рабочих – обычно в два раза больше чем надо, с учетом предполагаемого бегства. Боясь расправы, вождь выдавал людей, уже связанными за шею веревками. На ближайшем пункте колониального управления «рабочих» заковывали в цепи и отправляли по месту назначения. Вождь получал по 10 франков за каждую пару рабочих рук.
Если же потенциальный работник сбегал, арестовывали и бросали в тесную камеру члена его семьи.
Условия труда на предприятиях были кошмарными. На медных и плавильных предприятиях Катанги в 1911-1918 погибло 5000 чел. Когда строилась дорога Матади-Леопольдвилль в 1921-1931 гг. с принудительным использованием рабочей силы, то ее погибало еще больше чем в 1890-е.
В Конго продолжали действовать компании, обосновавшиеся здесь в период «Свободного Государства». Помимо хозяйственных они сохраняли функции административного управления и принуждения. Compagnie du Congo pour le Commerce et l’Industrie (CCCI, глава Альберт Тис) основала в 1900 г. фирму Comite Special du Katanga (CSK), что занималась и эксплуатацией, и управлением целой провинцией Катанга, богатой минеральными ресурсами.
Медный пояс, протянувшийся в провинции Катанге (который она разделяла с Замбией и Анголой) – имел размеры 600 на 50 км, содержал треть мировых запасов кобальта (3 млн тонн) и десятую часть запасов меди (30 млн тонн). А также редкие металлы. Доля меди в руде составляла 5,5% – против среднемировой менее 2% и менее 1% в медном регионе Латинской Америке.
Вышеупомянутая компания CSK предоставила разрешение на добычу цветмета британской фирме Tanganyika Concessions (последняя до сих пор работает или точнее разоряет Замбию). Эта фирма также стала добывать в Катанге, помимо меди, золото и серебро. С 1906 Union Miniere de Haut Katanga (UMHK), как совместное предприятие Свободного Государства Конго, компании CCCI и Tanganyika Concessions, получила в Катанге концессию аж на 34 тыс. кв.км.
Компания Societe Internacional Forestiere et Miniere du Congo (Forminiere) – с большим участием американского капитала – начала работать еще в Свободном Государстве Конго, где получила концессию в богатом алмазами регионе Казай (первый алмаз был добыт там в 1907). Эта компания, фирма CCCI и еще несколько холдингов создали в 1928 конгломерат Societe Generale de Belgique (SGB), который контролировал до 70% хозяйства Конго (просуществовал до 1990-х, когда был поглощен французской группой Suez).
Для добычи алмазов в районе, подчиненном ж.-д. компании BCK, ею была создана фирма Miniere de Beceka, которая получила в концессию 78 тыс кв.км конголезской территории!
К 1945 Конго производила три четверти мировой алмазной продукции, прежде всего промышленные алмазы.
А закон еще с 1928 года запрещал любому, кто не имел государственной концессии или задания концессионера, разработку, владение и транспортировку необработанных драгоценных камней и драгоценных металлов.
Вход в концессионные регионы (несмотря на их огромные размеры, по три Бельгии) был разрешен только для тех, кто имел пропуск фирмы-концессионера.
В сельском хозяйстве принудительная работа, мало отличимая от рабства, сменилась похожей на нее системой предписанного возделывания культур.
Колониальные власти диктовали крестьянам, что возделывать и как; особенно строго – экспортные продукты, такие как хлопок и пальмовое масло. Вплоть до уровня двора вся социальная и хозяйственная жизнь конголезцев строго регулировалась.
Созданная в 1920-х Comite National du Kivu занималась заселением европейскими поселенцами нагорья Киву. В 1928 здесь было передано европейцам 8 тыс кв. км – десятки тысячи местных жителей были изгнаны.
А в 1937 году Mission d’ Immigration des Banyarwanda (MIB) начала принудительно переводить рабсилу из Руанды в обезлюдившие районы Конго, чтобы руандийцы работали на предприятиях Union Miniere de Haut Katanga и тем самым создавала очаги будущих этнических конфликтов. Для переселяемого руандийского этноса хуту создавались «королевства», рабочие могли брать семьи – чтобы их жены возделывали участка земли для прокорма, сама заработная плата оставалась ничтожной.
Во II Мировую войну каждому конголезцу по закону полагалось провести 120 дней в году на принудительных работах. Кстати 80% урана атомных бомб США происходило из конголезской шахты Шинколобве неподалеку от Лукаси. (Как и тех бомб, что американцы готовы были применить против СССР согласно плану «Дропшот»). Шел в США и каучук, не только с плантаций. Туземцев снова отправляли в джунгли собирать дикий каучук.
И после II Мировой войны конголезцы по-прежнему рассматривались почти как дармовая рабочая сила, а не как граждане или даже подданные.
Конголезцы считались человекоподобными существами без истории, без культуры. На практике европейцы обозначались туземцев как macaques и обращались с ними как с животными.
Ни один туземец не имел права покидать свой округ более чем на 30 дней, если только не получил от территориального управляющего паспорт и разрешение.
Для перемещения по стране надо было иметь документ Ordre de Mission.
Конголезцы в рамках системы принудительного труда построили сеть дорог, в т. ч. и через джунгли – и с ее помощью их держали под контролем. Даже для грунтовых дорог имелись предписание, в каком направлении и в какие дни по ней можно ездить.
В центры городов конголезцы могли попадать только для работы. В черных районах существовал запрет на передвижение с 21.00 до 4.00 (комендантский час)
Образование для конголезцев не было предусмотрено. Государственных школ для черных не имелось до 1954, учили грамоте только на миссионерских станциях. Кто хотел научиться читать и писать, тот должен был идти к священнику.
В 1960 среди конголезцев не было ни одного врача, лишь 16 человек с дипломами (по другим данным – 12) и 600 священников. И это во второй по численности населения и первой по размерам стране Черной Африки.
С 1952 некоторым конголезцам выдавалась Carte de merite civique, с которой они становились Evolues – «продвинутыми» (всего выдано было 1558). Этот документ как бы давал частичные права гражданина – для этого надо было уметь читать по-французски, прослужить 25 лет на колониальной службе, отвергать все туземные традиции и обычаи. Кто ставил запрос на получение этого документа, сдавал экзамен, подвергался проверкам, включая туалетную инспекцию и подслушивание супружеских пар. Впрочем, и эта бумага не предоставляла многих элементарных гражданских прав – например, права на доступ в города.
Бельгийское правительство игнорировало сложные социальные структуры, существовавшие столетиями в Конго. Оно поставила и королей и дворовых старейшин на один уровень – т.н. «традиционных вождей», которые отвечали за спокойствие. Так возникла каста «господинчиков».
Колонизаторы в значительной степени сами разделили конголезцев на этносы, некоторые их которых раньше вообще не существовали.
Каждый конголезец обязан был носить персональную идентификационную карту – в которой указывались его родная провинция, дистрикт, принадлежность к племени и родная область его племени. Каждый должен был иметь такую «этничность». То, что в некоторых регионах Конго этносы и племена уже давно перемешались, как скажем франки и швабы в Германии, учтено не было.Такова была политика «разделяй и властвуй».
Идентификационные карты породили трайбалистские группировки – люди группировались по принципу одинаковых идентификаторов в документах. Начались первые этнические столкновения, а ведь в доколониальный период воевали королевства и вожди, но отнюдь не этносы. (В период получения независимости на этнической основе будут создаваться партии и альянсы – они затем и поведут бесконечную борьбу за власть и контроль над минеральными ресурсами, чем прекрасно будет пользоваться западный капитал.)
Собственно максимально рациональная и упорядоченная система бельгийского правления в Африке была фашистской – диктатура капитала в форме ограбления местного населения и принудительного труда, господства одной расы над другой и этнического разделения-стравливания.
Как результат – в 1960 население Конго было все еще гораздо меньше, чем до прихода бельгийцев, и составляло 13 млн чел.
В 1959 в Конго начались беспорядки и Бельгия, испугавшись получить второй Алжир, 30 июня 1960 формально предоставила своей колонии политическую независимость. Однако реально независимой этой стране стать было не суждено.
*Во французской экваториальной Африке также применялись полное концессионирование эксплуатируемой земли. Все взрослое туземное население было охвачено системой принудительного практически неоплачиваемого труда. Широко применялся захват заложников и заковывание в цепи – для исполнения заданий фирм и колониальной администрации. Практиковался масштабный принудительный набор в носильщики, чей труд часто заканчивался смертью от истощения. Осуществлялось сожжение провинившихся деревень. И здесь при малейшей провинности, пороли плетью из бегемотовой кожи.
Туземцы, бежавшие из бельгийского Конго во французские колонии, несолоно хлебавши, возвращались обратно. Сокращение населения в каучуковых регионах французской Африки также составляло около 50%. (Vansina. 1990. P.239)
Французская исследовательница Кокери-Видрович показала, что сбор каучука был прямо пропорционален расходу боеприпасов частными охранными фирмами. Подавление сопротивления туземцев оборачивалось такими же бойнями, как и в бельгийском Конго.