[16] Простите, отвлекся от рассказа о нашей Голубке...

Простите, отвлекся от рассказа о нашей Голубке. Недавно она рассказала. Младший сын Сеня (Арсений) ударил соседа по парте. Ее вызвали в школу. Учителя спрашивали Сеню: почему он хулиганит? Он молчал, а маме сразу ответил: «Он тебя сукой назвал». Она: «Так прямо и назвал?» — «Он сказал: ты — сукин сын». Меня потрясло: за себя Сеня не оскорбился, а за маму — очень. Честь мамы защитил! Уверен: Арсений будет защищать честь Родины-Матери, как сегодня защищают его отец и старший брат…

У нас в России сегодня не все дети такие правильные, душевно развитые. Поколения, родившиеся в середине 80-х годов и позднее, не в обиду им будь сказано, почти сплошь душевно неразвитые. Чему и как тогда учили?! И до сих пор учат! Недавно зашел в одну сельскую библиотеку. Там всегда какая-то удивительная тишина. Тишина гениальных людей. Они, как Бог, никому не навязываются, но открой книгу, и запросто заговорят с тобой. В библиотеке ты имеешь уникальную возможность поговорить с гениальными людьми. Я с детства испытываю здесь душевный трепет, словно попал в чудесное царство. Хожу здесь почти на цыпочках, благоговейно…

За столиком возле входа в читальный зал сидит сотрудница, девушка лет двадцати. Тычет своим изящным пальчиком в экран смартфона. С досадой подумал: «Здесь надо не в смартфоне кнопки тыкать, а надо разговаривать с гениальными людьми». Все же спросил: «Ты книги читать любишь?» Девушка, не отрываясь от экрана: «Нет, не люблю». В наше время даже самые неразвитые люди постыдились бы в этом признаться. И я не выдержал: «Ты сидишь на сундуке с несметными богатствами, а ищешь чего-то во всемирной паутине, как побирушка просишь милостыню в интернете. Конечно, и в нем есть хорошее, доброе, но его надо уметь найти. А для этого, опять же, надо открыть сундук со своими богатствами, тогда и в интернете сумеешь найти, что надо для ума и души».

Еще подумалось: вся наша Россия больше тридцати лет сидела, как эта глупая девочка, на сундуке с несметными богатствами и, как нищенка, просила у Запада подаяния. Сегодня мы, наконец-то, открыли наш сундук, начали доставать оттуда наши несметные богатства: Православие, нашу великую историю, народные традиции. Кто своим богатством дорожит, тот и чужим сумеет распорядиться как надо. А кто своим не дорожит, тому все будет не в прок…

И, конечно, начали доставать из сундука нашу Божественную культуру. Почему Божественную? Ведь на Западе тоже немало художественных шедевров создано? Рафаэль, Микеланджело, Леонардо, Ван Гог, Бетховен, Бах, Моцарт, Шекспир, Данте, Томас Манн, Хемингуэй… Имя им — легион и больше. И все же, смею сказать, что западная культура, западное художество не Божественны. Они — не песнь с Неба воспетая. У них от земли песнь. Гениальная, может быть, но от земли, а не с Неба. Есть, конечно, и Божественные песни, но как исключение, а не правило. Когда-то в XIV веке (границы трудно определить) западная культура стала отходить от Христианства. В эпоху Возрождения даже в язычество ударились. Хотя писали и на библейские, христианские сюжеты. Позднее вообще западная культура отдалилась от Христианской Церкви не только тематически, но и содержательно, мировоззренчески. Безбожность ее, а порой и прямое бесовство, стали проявляться все отчетливее. Рыба гниет с головы: в самой Католической Церкви стали приспосабливать веру к немощам человеческим, слабостям и прихотям. Даже за грехи можно было расплатиться деньгами — купить индульгенцию.

К XIXXX векам западная культура, западное искусство и литература развились невероятно. В художестве достигли высочайшего мастерства. У нас же, у русских, с X века до XVIII, кажется, вообще не было такого явления, как художественная культура. Кажется, не было у нас живописи, литературы, музыки. На первый взгляд, все вроде бы и так, но и не так. С момента обращения в Христианство русские настолько всей душой и телом пошли путем Христовым, что у нас, на Святой Руси, не было никакой нужды в светской культуре, в светском художестве. Русские, как никто в мире, с молоком матери впитывали в себя главное: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Вот оно, главное закольцевание всего белого света: Слово — Бог, и Бог — Слово.

Вся культура, все искусство, все художество у русских с X по XVIII век были в Церкви, в храме. И душа русского народа была в храме. Живопись — иконы, фрески. Музыка — пение молитв в храме и на крестных ходах. Литература — чтение вслух Евангелия, Апостола, житий святых. Все наше искусство, художество было в храме. И душа народа была в храме. Люди старались жить по-христиански. Нам и не нужно было иное, светское искусство. Тем более такое, где Бога забыли. Мы, русские, пели молитвы, псалмы; лицезрели иконы, слушали величайшие не только по смыслу и содержанию, но и по художественной образности глаголы апостола Павла, самого великого богослова и художника всех времен и народов, равного Соломону Премудрому и Давиду Псалмопевцу. Наш, русский художник — иконописец Андрей Рублев — превзошел всех западных живописцев. В конце XIV века он писал не плотское, не материальное, не тварь написал, а самого Создателя, саму Пресвятую Троицу, все и вся создавшую. Написал Рублев невидимое. Бога написал! Это же чудо! Западные художники, изображая Бога, писали Его в тварном, плотском виде, им не дано было Его видеть, как Рублеву, а когда ушли от Бога, то стали изображать безобразное. Знаменитый художник Запада Сальвадор Дали ставил на ночь возле кровати сгнившие продукты, чтобы ему приснилось что-нибудь страшное, безобразное. Конечно, оно и снилось. И это свое безобразие он переносил на холсты. А преподобный Андрей Рублев сугубо постился, жил чисто и увидел Бога. Сама Пресвятая Троица ему явилась. Его краски, его образы Божественны в самом прямом смысле. Больше никто в мире такого и так не написал. Только русский иконописец Дионисий смог приблизиться к Андрею Рублеву… Уже в XII веке русский писатель, оставшийся неизвестным, создал поэму «Слово о полку Игореве», этот шедевр шедевров. В XIX веке русское искусство, русская литература, возникшие, кажется, на пустом месте (на самом деле возникшие из недр церковной христианской культуры), превзошли западное художество. И советская культура, советское искусство и литература продолжили славные традиции русской Божественной культуры. Не произнося слово Бог, они сумели сказать о душе человеческой. А души без Бога нет. Есть душа — значит, есть и Бог.

Кому интересны мои размышления о советских писателях, послушайте мои передачи на радио «Радонеж» о Федоре Абрамове, о Василии Белове, о Василии Шукшине, о Николае Рубцове, о Евгении Носове…

 

***

Недавно наша Голубка сказала: «Коля хочет свозить меня на Байкал». Я уточнил: «Когда в отпуск приедет?» Голубка: «Нет, после Победы». Господи, дай нам всем такой веры в нашу Победу! Дай нам сил жить по-настоящему.