ДВОРЕЦ ТРУДА И ИСКУССТВ.
Так когда же было закончено строительство Аксаковского народного дома и что в нем было в первые годы советской власти?
Осенью 1914 г. в недостроенное здание Аксаковского народного дома вселились шесть учебных заведений Уфы: 1-е, 9-е, 11-е и 13-е начальные, второе Мариинское и четырехклассное городское училища.
"Аксаковский дом ожил. В двух передних помещениях по Центральной улице устроилась городская аксаковская библиотека и контора для приема пожертвований теплых вещей в пользу нижних чинов ушедших из Уфы полков. Во многих из остальных помещений (в пятнадцати) начаты занятия городскими школьниками в две смены. Занятия обеих смен заканчиваются довольно рано и пока идут без искусственного освещения. Электрическое освещение будет установлено на днях. Большое зло представляют черные бетонные полы, являющиеся источниками пыли. Управа и Аксаковская комиссия озабочены изысканием мер по устранению этой пыли.
Зрительный зал отделен от классов. В нем лишь нет пола. Закончены малярные и часть художественных работ. Леса уже убраны, но пол не постлан. Все работы по постройке приостановлены, но к зимовке помещение вполне подготовлено: везде навешаны двери, вставлены стекла в окна и дом хорошо отапливается.
По постройке сцены составляется дополнительная смета".
В первые же послереволюционные годы, еще до окончания гражданской войны в стране, уфимцы продолжили сбор средств для окончания строительства, а само здание в духе того времени стали именовать Дворцом Труда и Искусств.
"В 1919 году 7 сентября был открыт Дворец Труда и Искусств пьесой "Свобода" в постановке Пасхалова. Пьеса четыре дня шла бесплатно".
Но и после этого продолжалось строительство, точнее, окончательная отделка различных комнат вдоль улицы Пушкина, а потом - и надстройка этажей в той же части здания: ведь по первоначальному замыслу было лишь два этажа, а не четыре, как сейчас.
Строительство велось в сложных условиях:
"В губисполком.
Особая комиссия по оборудованию Дворца Труда и Искусств просит губисполком сделать распоряжение (в соответствующие учреждения) о выдаче десяти пар белья, т.е. десять рубашек и десять кальсон работающим по исправлению отопления во Дворце Труда и Искусств".
(На обороте листа - резолюция: "Губсобес. Отпустить".)
Начала здесь использоваться и самая дешевая, подневольная рабочая сила. Этот опыт вскоре будет распространен на стройках первых пятилеток, а позже - применяться на великих стройках коммунизма, на строительстве гидроэлектростанций и каналов.
"В карательный отдел.
Ввиду необходимости в кратчайший срок окончить оборудование Дворца Труда, губисполком предлагает вам беспрепятственно отпускать в распоряжение администрации Дворца необходимое число арестантов для работ.
Предгубисполкома.
2 января 1920 г."
Новое название здания - Дворец Труда и Искусств - в те годы было весьма удачным и оправданным.
Это было единственное в Уфе здание с вместительным залом, с просторными фойе, с многочисленными комнатами, поэтому его использовали при проведении самых различных, порой неожиданных совещаний, конференций, выставок.
Вот только некоторые примеры:
"Тов. Калинин прибыл в Уфу на IV Всебашкирский съезд Советов. Вечером 2 декабря (1923 г.) после доклада о международном положении СССР тов. Калинин отбыл в Тамьян-Катайский район".
В память об этом выступлении на фасаде здания театра оперы и балета открыта мемориальная доска. На ней могли бы быть также фамилии Л. Троцкого и Л. Кагановича, выступавших в этом здании.
"Во Дворце Труда открылась восьмая Башкирская областная партийная конференция".
"Во Дворце Труда открылся первый учительский съезд Уфимского кантона".
"Сегодня во Дворце Труда разыгрывается тираж "Займа укрепления народного хозяйства".
"В Уфе открылась сельскохозяйственная выставка, приуроченная ко Дню урожая и коллективизации. Большой зал Дворца Труда уставлен всевозможными экспонатами, присланными совхозами, колхозами и крестьянскими хозяйствами".
Мать искусств Башкортостана
Известно, что художник Михаил Васильевич Нестеров подарил родному городу Уфе несколько десятков картин после того, как узнал о планах земляков построить Аксаковский народный дом, сделав его средоточием искусств. Таким образом, Аксаковский народный дом является прародителем республиканского художественного музея им. М. В. Нестерова.
Как только была закончена внутренняя отделка нескольких комнат в Аксаковском народном доме, одной из первых в здание въехала и начала обслуживать читателей Аксаковская народная библиотека. Следовательно, в истории развития республиканской национальной библиотеки имени З. Валиди есть месяцы и годы, связанные с Аксаковским народным домом, который с полным основанием можно назвать не просто Дворцом Искусств, как он и именовался в двадцатые годы, но и Дворцом-прародителем многих очагов культуры, учреждений искусств, позже окрепших и отделившихся, ставших самостоятельными, ныне здравствующих театров и различных организаций и учреждений.
Днем официального открытия Дворца Труда и Искусств считается день постановки спектакля "Свобода".
В том же 1919 г. "организована Казанским и Сакаевым татаро-башкирская труппа, положившая начало башкирскому театру.
Еще одна архивная запись: "Главная задача правления союза (работников искусств в 1919 г.- авт.) в целом состояла в достройке "Дворца Труда" и его оборудования, каковой при энергичной поддержке предгубисполкома т. А. Эльцина и Уфгорпрофсовета в лице председателя Паперного был восстановлен. Союз помещался в здании Дворца Труда".
Вот и еще одна организация названа, родившаяся в Аксаковском народном доме - нынешний республиканский профсоюз работников культуры.
В следующем, 1920, году "союз принимал участие в организации труппы для Дворца Труда. По настоянию и инициативе союза режиссером Борейшо был привезен из Москвы реквизит. Работа правления протекала в контакте с губотнаробом. В этот период при подотделе губвоенкома была концертная труппа, в которую входил хор, оркестр, солисты, лектора. Обслуживали нацрайоны, затон, психбольницу, исправдом, Благовещенский затон и уезды". Это - первые шаги нынешней Башгосфилармонии.
Есть свидетельства о зарождении в стенах Дворца искусств и других, ныне самостоятельных и славных театральных коллективов:
"При Дворце культуры организован и работает детский драмкружок. Готовится к постановке пьеса "Лягавый" Веприцкой. Этот кружок является зародышем детского театра. 15 января состоится первая постановка".
Наконец, "26 декабря (1921 года - авт.) во Дворце Труда был открыт уголок артиста, просуществовавший недолгое время". Эту дату можно считать днем рождения Дома актера.
И все-таки, как ни называй это здание - Аксаковский ли народный дом, или Дворец Труда и Искусств, это было и есть прежде всего театральное здание.
Из "Резолюции по отчетному докладу Башглавполитпросвета" на заседании президиума профсоюзов 25 марта 1928 г.:
"4. Принимая во внимание, что театр Дворца Труда только начинает приступать к удовлетворению потребностей пролетарских масс в части художественных постановок и в целях дальнейшего направления идеологически выдержанных таковых, политпросвету надлежит иметь в театральном деле гарантийные, а не одиночные труппы, а также следует применять организационные формы обслуживания, применяемые в других городах (рабочие полисы, абонементы и т.д.).
7. Указать на необходимость устранения моментов бесхозяйствования, недостаточно внимательного отношения к руководству театральным делом со стороны возглавляемых хозяйственников, для чего политпросвету надлежит заняться вопросом об изучении замены и подборе хозяйственных руководителей, учитывая при этом заинтересованность, квалификацию, хозяйственно- и организационно-административные способности в театральном деле...
9. В подборе репертуара обращать внимание главным образом на необходимость культурно-просветительного и художественного развития зрителей, а не на коммерческие стороны".
И еще:
"Театр должен быть пролетарским - таков голос времени. Но он не станет пролетарским, если в нем пьесы будут исполняться старыми профессиональными артистами с буржуазной психологией. Надо сейчас стараться и в среду артистов внедрить представителей пролетариата и тем постепенно пролетаризировать состав артистов. Надо приблизить широкие трудовые массы к искусству. К сожалению, у нас в Уфе эти слова остаются только красивыми фразами.
Уфгубпрофсоюзом создана рабочая труппа, но эта труппа не может развить в должной степени своей работы, т.к. встречает на каждом шагу препятствия. Например, для того, чтобы получить для постановки спектакля здание Дворца Труда, надо кланяться месяц или полтора перед заведующим театром, у которого всегда ответ: "Здание занято, сегодня играем мы".
Надо устроить так, чтобы двери всех театров Уфы были всегда открыты для рабочей труппы. И только при таком условии рабочие достигнут своей цели, только тогда рабочая труппа будет числиться не только на бумаге, но и на деле.
Артисты должны были бы всеми мерами помогать рабочей труппе в ее начинаниях своими профессиональными знаниями, давая ей хороших режиссеров, но этого и подавно не делается.
Рабочий В. Кочетков".
Но уже в следующем году уфимские газеты, забыв о "рабочих труппах", начали в рецензиях более или менее подробно анализировать спектакли, игру профессиональных артистов по-иному, видя роль и задачи профессионального театра во Дворце Труда и Искусств.
В еще больших количествах помещаются газетные рецензии в следующем, 1922 году, но постепенно начинает исчезать словосочетание "Дворец Труда и Искусств", его заменяет слово "Башгостеатр".
"Бывший Дворец Труда и Искусств.
На днях открывается зимний сезон Башгосхудожтеатра.
Дирекция известного народного артиста В. Г. Муртазина.
Две драматические труппы: башкирская и русская.
Театр заново отремонтирован, написаны новые декорации лучшими художниками.
Недельный порядок спектаклей: по вторникам и пятницам - башкирская драма, в остальные дни - русская драма. По пятницам и воскресеньям кроме вечерних будут ставиться дневные спектакли.
При театре сдается помещение под канцелярию или какую-либо бакалейно-фруктовую и другую торговли, подвалы и складочные помещения, под буфеты, под вешалки для платья, под пекарню, хорошо оборудованную, с десятью печами".
Впереди были трудные годы для Башкортостана и страны: голод, восстановление разрушенного гражданской войной хозяйства.
В протоколе заседания Президиума Башпрофсовета от 26 сентября 1932 г. записано:
"Президиум БСПС констатирует, что указание обкома партии в части улучшения снабжения работников искусства не выполнены...
До сих пор не созданы соответствующие материальные условия работникам искусства. Особенно работникам молодого национального театра, что является результатом оппортунистической недооценки роли и значения пролетарского театра, тем более, в национальной республике.
Исходя из этого Президиум постановляет:
1. Башнаркомснабу начиная с IV кв. 1932 г. надлежит приравнять основных работников театра и киномехаников к просвещенцам..."
Не скоро было полностью завершено строительство Аксаковского народного дома. В протоколе заседания Башпрофсовета от 5 декабря 1928 г. записано:
"Слушали: о юридическом членстве по достройке Дворца Труда.
Постановили: вступить юридическим членом по достройке Дворца Труда".
Жизнь в Аксаковском народном доме, несмотря на все трудности, переживаемые страной, продолжалась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь горожан после гражданской войны, в период восстановления промышленности стала трудной, жизнь работников искусства осложнялась еще и отсутствием четких ориентиров, путей развития. То вдруг в центре внимания оказывалась теория отмирания профессионального театра (как и других видов искусства): пусть на весь регион (область, автономную республику) будет один академический театр, главной задачей артистов которого будет не постановка собственных высококачественных спектаклей, а помощь десяткам самодеятельных трупп - заводских, школьных, сельских. То преобладающей теорией становилась ненужность режиссеров в профессиональных коллективах, поскольку каждый драматический артист в душе и музыкант, и художник, ну и режиссер немного.
Театры Уфы прошли через эти этапы как неизбежные детские болезни. Однако зритель чутко реагировал и "голосовал" ногами и кошельком, не желая посещать и финансово поддерживать ущербное псевдоноваторское искусство.
А огромное здание Аксаковского народного дома стояло в центре города недостроенным. И опять на помощь артистам пришла общественность. Если в первые годы советской власти эта помощь была эпизодической, то в 1928 году за окончание строительства здания уфимцы взялись всерьез: вновь, как двадцать лет назад, доброхоты вносили копейки и пятачки, на стройплощадку стали приходить горожане и принимать личное участие в строительстве здания.
Так был выстроен подлинно Народный дом. Только очень жаль, что этот дом почему-то давно уже не именуется Аксаковским.