6. Последний государь – слабый человек или святой?

Вот вопрос, который можно поставить во главу угла, если размышлять о судьбе династии Романовых в свете всей вообще судьбы России, как прошлой, так и будущей. Хотим мы того, или не хотим, являемся ли мы монархистами по убеждению, или республиканцами, коммунистами, или сторонниками либеральной формы капитализма, но, так или иначе, мы – люди государства российского, накрепко связанные с нашей страной, за счёт неё живущими и судьба её – это и наша судьба, идеалы её крепости – наши идеалы, её слава – наша слава, её святые – наши святые.

Сейчас, если вы зайдёте в любую православную церковь московского патриархата, то вас встретит большая икона «святых царственных мучеников» – сам царь Николай Александрович, его жена императрица Александра Фёдоровна, дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия; царевич Алексей. Невольно, при взгляде на эту икону, отпадают всякие сомнения в моральной чистоте и благородстве всего этого семейства, вспоминаются рассказы о скромности и добром нраве детей императорской четы, о том, что все они любили Россию, не желали покидать родную страну даже в годину самых тяжёлых испытаний. Так старшая дочь царя Ольга была посватана за наследника румынского престола, но отказалась от этого брака, ведь тогда нужно было бы покинуть Россию. С началом Мировой войны старшие дочери царя стали медсёстрами в военном госпитале в Царском селе, а госпиталь этот создала и возглавила сама императрица Александра Фёдоровна. Молодой поэт Сергей Есенин, служивший санитаром в этом госпитале, написал стихотворение, посвящённое царевнам, и прочитал его 22 июля 1916 года на концерте для раненых в этом госпитале, в присутствии самих царевен и царицы:

 

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

 

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шёл страдать за нас,

Протягивают царственные руки,

Благословляя их к грядущей жизни час.

 

На ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть...

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

 

Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладёт печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу...

 

И действительно, царские дети вызывали всеобщую любовь и жалость, ведь всем было известно, что наследник престола царевич Алексей тяжело и неисцелимо болен гемофилией, несвёртываемостью крови, генетическим заболеванием, которое он наследовал от предков своей матери, урождённой принцессы гессенской.

Ничем не утоляемые боль и страх за судьбу единственного сына толкали его мать-императрицу на странные поступки: так только этим можно объяснить её сближение с неким «старцем» из Сибири, а, по сути, авантюристом Григорием Ефимовичем Распутиным, крестьянином из тобольских краёв, замеченным в принадлежности к секте хлыстов, имевшим способности к гипнозу и производившим большой фурор в петербургских салонах. В ноябре 1905 года, в самый разгар смуты первой русской революции, произошло знакомство Распутина и императрицы. Григорий Ефимович оказался неплохим народным целителем, умел «заговаривать» кровь и не раз оказывал неоценимую помощь во время приступов страшной болезни у малолетнего царевича.

С тех пор Александра Фёдоровна уже не расставалась с загадочным «старцем» и помимо лечения царевича Алексея не раз советовалась с Григорием Ефимовичем по разным вопросам общественной жизни. Отсюда возникла легенда, что Распутин чуть ли не «управляет Россией»! Но это полный абсурд, ведь не императрица, при всём её влиянии на царя, управляла страной, вся реальная власть сосредотачивалась в руках государя, а Николай Александрович был абсолютно трезвый и необычайно выдержанный человек, умевший в решающие моменты сохранять «ледяное спокойствие», как рассказывали об этом очевидцы. «О русском императоре говорят, что он доступен разным влияниям, – писал президент Франции Лубе. – Это глубоко неверно. Русский император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой». Достаточно почитать страницы «Дневника Николая II», чтобы понять насколько это был выдержанный и владеющий собой человек, не позволявший себе распускаться даже в самой критической ситуации.

В один из самых роковых моментов своего царствования, 9 января 1905 года, в момент кровавого разгона народной демонстрации в Санкт-Петербурге, осуществлённого по приказу тогдашнего министра внутренних дел Святополка-Мирского, который без согласования с царём отдал приказ стрелять, государь записывает в своём дневнике: «Тяжёлый день! В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!».

Показательно, но всю вину в совершившихся событиях революционная пресса возложила опять же не на «стоящих у трона», а лично на самого государя, хотя того в это время и не было в столице. Известный либеральный деятель Струве писал в статье «Плач народа»: «Народ шёл к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царём. Всё равно, кто он, надменный деспот, не желающий снизойти до народа, или презренный трус, боящийся стать лицом к лицу с той стихией, из которой он почерпал силу, – после событий 9 января 1905 г. царь Николай стал открыто врагом и палачом народа».

Так в глазах всего мира демонизировалась личность царя, каждое его деяние обращалось против него, вся ответственность за любые промахи, что допускало российское государство, возлагалась именно на государя, да и на представителей дома Романовых вообще. 4 февраля в Московском кремле бомбой террориста Каляева был убит генерал-губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович Романов – один из выдающихся представителей этого семейства. Женой великого князя была сестра императрицы великая княгиня Елизавета Фёдоровна, впоследствии зверски убитая в Алапаевске на Урале в июле 1918 года, канонизированная Русской православной церковью, причисленная к лику святых, как и вся царская семья.

Огромный груз ответственности лежал на государе. При начале его царствования ему досталась отсталая в экономическом и общественном отношении страна с не полностью пережитым крепостным правом, когда после реформы 1861 года, русское крестьянство, получив личную свободу, не обрело землю, и вынуждено было долгие десятилетия состоять на положении «временно-обязанных», обязанных выкупать свою же землю у господ помещиков. Отсюда – вопиющая нищета русской деревни, невозможность деревни стать на ноги, обрести сытую, благополучную жизнь. В сельской России царила поголовная безграмотность, более 70% населения (а это и были крестьяне) не умели не читать, не писать. Толпы крестьян из нищей деревни устремлялись в города – на фабрики и заводы, соглашаясь работать за кусок хлеба. А на капиталистических предприятиях царил жуткий произвол, рабочий день достигал 15-16 часов, рабочие жили в казармах, семьи отделялись друг от друга занавесочками, процветало пьянство. Российский капитализм возрастал тогда на дармовом труде русских крестьян, пополнявших ряды рабочего класса, так же как нынешний наш капитализм, уже XXI века возрос на сверхдешёвом труде «чурок», бывших советских граждан среднеазиатских республик, ставших вдруг после всех «либеральных» реформ людьми второго и даже третьего сорта.

С большими проблемами встретился молодой государь Николай Александрович, когда в октябре 1894 года, после смерти от болезни своего родителя – императора Александра III, занял российский престол. И первым же его шагом стала первая в истории России (!) всеобщая перепись населения. Почему-то все предыдущие «хозяева земли русской» из династии Романовых не озабочивались такой насущной проблемой, как всероссийская перепись, видимо, понимая, что она принесёт нелицеприятные результаты. А вот молодой царь не испугался, что сразу говорит в его пользу.

Николай II не уходил от решения сложных проблем. Как мог он пытался решить рабочий вопрос, ограничить всевластие капиталистических нуворишей. В 1897 году был издан закон об ограничении рабочего дня на фабриках и заводах до максимального предела в 11,5 часа в обычные дни и 10 часов в субботу и предпраздничные дни. На фабриках вводилась бесплатная медицинская помощь. В июне 1903 года утверждены Правила о вознаграждении потерпевшим от несчастных случаев на производстве, обязывающие предпринимателя выплачивать пенсию семье погибшего на производстве рабочего. Вводилось страхование рабочих от болезней и несчастных случаев. В 1906 году созданы профсоюзы.

Аграрная реформа русской деревни освободила, наконец-то, крестьян от всяких обязательных выплат помещикам, позволило приобретать землю в собственность, наращивать товарное производство хлеба. Правда, надо признать, что реформа эта стала осуществляться лишь после кровавых событий 1905-1907 годов, массовых крестьянских волнений того периода. В целом прирост промышленного производства в России Николая II составлял до 5% в год.