ЗА СЕМЬСОТ ЛЕТ…
Любо, братцы, любо,
Любо, братцы жить…
Притеречье заселялось русскими поморцами с тринадцатого века. Когда ослабел владевший Днепром Киев, когда новгородско-псковско-смоленско-ростовское войско Мстислава Удалого и Константина Всеволодовича разгромило при Липице владимиро-суздальские полки Ярослава и Юрия Всеволодовичей, а затем, победив волжских булгар, северяне заложили у впадения Оки крепость Нижний Новгород – тогда наново отворился древнейший ладейный путь из Поморья в сказочный Каспий. Новгородские и псковские ушкуйники, то торговавшие, то творившие набеги по побережьям Персии, нуждались в пристанище, плацдармах-колониях, которые они обрели, освоив пустынное, поросшее изобилующими птицей и зверем тростниками, устье Терека. Державшие за собой местные степи ногайцы, только летними месяцами пасли в долине свои табуны и отары, на зиму откочевывая к побережью, изгнанные же ими в леса племена горцев были крайне малочисленны – так что, если и существовало в долине полумифическое «царство Серир», то, скорее всего, оно принадлежало древним аланам, предкам осетин, покинувшими эти земли ещё задолго до Тимура. Ингуши же и чеченцы, как известные сегодня народы сформировались из различных этнических групп намного позднее, где-то к семнадцатому веку. Посему, прельщаемые благодатностью ничейных земель, славянские колонисты споро продвигались вдоль рек Аргун, Баас, Хулхулау, Сулак, Акташ и Сунжа. Как свидетельствует археология, осваиваясь по лесистым склонам Качкалыковского хребта, в Воздвиженском и Татартупском ущельях, поморцы ставили по северному высокие срубы на столбах, творя всё, как на далёкой, но не забываемой родине: внутри – по правую руку печь, а по левую – иконы, снаружи резали наличники, венчая крыши характерным коньком. Первопоселенцы, не заводя пахот, хозяйствовали охотным и рыбным промыслом, очень медленно обрастая огородничеством, и, сами дерзкие воины, для спокойствия от лихих же соседей-кочевников, в первую очередь седлали высокие горы-«гребни». Отсюда наследное название их потомков – «гребенские казаки и казачихи». Прозвание «казаки» добавилось гораздо позже, когда в пятнадцатом веке потянули на Кавказ от входящей в силу Москвы новгородские, тверские и вятские любители вольницы, подгоняемые великим голодом начала двадцатых годов. Шли они, огибая казанских работорговцев, оружием отстаивая свою мечту о свободе, и отсюда «казак» – военный термин, которым тюрки обозначали вольных всадников, не платящих дани. Именно в этом значении слово «казак» и стало самоназванием для русских мигрантов, в XV-XVI веках заселявшим степные просторы между Волгой и Днепром.
Упорно сторонясь прибылых, веками не роднясь с западными смердами и южными казаками, аборигены-гребенцы и до нашего времени сохраняют северные «оканье» и двуперстие, по-поморски семь дней оплакивают невест, почитают Святки и не представляют «ни в пиру, ни в похмелье, ни на поминках» стол без рыбы. В отличии от выходцев из южных славян, их старики не верят в днепровско-дунайских русалок, но точно знают нагих, с отвислыми закинутыми на спину грудями, лабаст, живущих в болотах, омутах, подобно кикиморам и ягам Оки и Двины. Главное же то, что в гребенских былинах не запечатлелась, произошедшая позже их поселения на Кавказе, борьба Руси с монголо-татарами.
Летом 1556 года отряды стрельцов и казаков под командованием воеводы Черемисинова и атамана Филимонова взяли Астрахань, что привело к овладению Русским Государством всем Северным Кавказом до Терека. В тот же год произведён указ, определивший отношение к казачеству, как постоянной военной силе, и гребенские казаки стали привлекаться на службу Русским Царям: получая от казны порох, оружие и продовольствие, ответно они «десятками» и «сотнями» сопровождали государевы посольства и торговые караваны, помогали союзным России кабардинским и иным князьям, защищая их городки и острожки от нападений персов и горцев. По старообрядческому преданию Казачье Войско Терское было организовано Иоанном Васильевичем Грозным именно по просьбе Кабардинских князей Черкасских, присягнувших на верность Русскому государству и вступивших в Опричнину: «Государь-де, Иоанн Васильевич, пожаловал их и велел на реке Терек в устье реки Сунжи город поставить».
Отсюда, с «Терки»-Терека, в 1606 году уже четыре тысячи казаков отплыли в Астрахань, дабы участвовать в водовороте Великой Смуты.
С середины семнадцатого века Россия и Польша впервые договорились разделить свои южные фронты: поляки повели войну только в Турции, а русские в Крыму. Но в 1650 году, притесняемый Персией Имеретинский Царь Александр принес присягу на верность Русскому Царю, и проблем у нас сразу добавилось: Россия получила могучего противника при крайне ненадёжной защите. Казачество, хоть и привлекалось к службе, но на вольных условиях. Так, громившие, было, персидский флот и совершавшие удачные набеги по восточному побережью Каспийского моря, казаки Стеньки Разина весной в 1670 года вдруг да повернули оружие против Москвы! Именем двуперстия бунтовщики взяли Астрахань, Царицын, Саратов и Самару, опустошили окрестности Симбирска, Тамбова, Нижнего Новгорода, пока, наконец, не потерпели поражение уже под Симбирском.
Правление Петра I – время активных административных и военных реформ, направленных на усиление централизма и укрепления окраин великой Империи. И в 1721 году Гребенское казачество становится регулярным войском, с переводом в подчинение Военной коллегии. Первоначальный срок службы определялся в 30 лет, затем, в 1856-ом году сократился до 25, а в 1891-м – до 20 лет. Казачьи станицы соединяли собой сплошную кордонную линию, где через 2-3 версты располагались сторожевые посты. Возлагались на станичников обязанности чинить дороги, строить мосты, поддерживать укрепления крепостей, заготовлять лес для строительства, проводить земляные работы, но, конечно же – прежде всего Терско-Гребенское и Кизлярское казачество участвовало во многих военных кампаниях: от боёв под Чигириным и Азовом, до Русско-Японской и Первой мировой войн.
В междуречье Сулака и Аграхани в 1723 году закладывается крепость – Святой Крест (Будёновск), близ которой, по распоряжению правительства, расселяется тысяча семей донских казаков. Через двенадцать лет, после Ганджинского договора с Ираном, донцы переселяются на левобережье тремя станицами: Бороздинской, Каргалинской, Дубовской, под общим названием Терско-Семейного войска.
В 1735 году на левобережье Терека в шестидесяти верстах от Каспийского моря был заложен город Кизляр. Этот старейший русский город на Кавказе, в XVIII – первой половине XIX века он являлся главным военно-политическим центром и назывался «русской столицей Кавказа». В 1762 году крещёному кабардинскому князю Кончокину было разрешено переселиться в урочище Мездогу, и в 1763 году здесь было заложено укрепление, преобразованное позднее в город Моздок, заселённый грузинами, армянами, осетинами и греками. В 1771 году создан Моздокский казачий полк, в который входили станицы Галюгаевская, Ищерская, Наурская, Мекенская и Калиновская. Кстати, именно Ищерскими, Наурскими и Галюгаевскими казаками в том же 1771 году избирается войсковым атаманом Емельян Пугачев. Беглый донской казак наобещал местным станичникам поехать в Москву, дабы выхлопотать повышенное жалование и провиант, но, вместо этого, по дороге объявил себя очередным самозванцем, с известными всем печальными последствиями.
1785 году указом Екатерины II было создано Кавказское наместничество в составе двух губерний: Кавказской и Астраханской. Кавказская губерния вобрала в себя все земли на Северном Кавказе, расположенные между Кумо-Манычской впадиной на севере и реками Тереком, Малкой и Кубанью на юге.
В 1832 году было создано единое Кавказское линейное казачье войско (КЛКВ), куда вошли станицы от Средней Кубани до устья Терека. Все казачьи войска были переименованы в полки, принимавшие самое активное участие в Кавказкой и Турецких войнах.
Ермолов, Паскевич, Головин, Грабе…. С 1817 года Россия мирила и смиряла мятежный Кавказ, всякий раз предательски бьющий в спину – как только она теснила границы Оттоманской Империи, защищая и освобождая единоверцев – кабардинцев, осетин, грузин, армян, болгар, греков.
Православие – идеологическая матрица, в которой из южных и северных славян, угров и тюрков отлилась Россия. Православие, унаследованное Москвой от Византийской Империи, сотворило Империю Российскую. Империю, в которой, на основе восточнохристианских пониманий добра и зла, правды и неправды, мер свободы и принуждения, на тысячу лет на величайших просторах состоялась сложнейшая симфония и великих и малых религий, культур и этносов – кочевых и оседлых, с бесчисленными кастами, сословиями, цехами и общинами. Империя – наднациональная семья, где старшесть – ответственность, а младшесть – возлюбленность, и каждый народ находит своё место и востребованность.
Ислам и Православие. Ещё в самом начале четырнадцатого века правивший в Персии потомок чингизидов, христианин хан Олджайт перешёл в мусульманство, а вскоре Ислам стал официальной религией Золотой Орды. Однако и Персия, и Орда довольно вяло вели религиозное принуждение своих ситилитов, довольствуясь административным господством, и окончательная исламизация Кавказа произошла лишь к середине 18-го века, когда здесь объявился новый доминант – Турция. Только тогда прекратились межэтнические браки прибывавших славян и местных народностей, а так-то живы семейные хроники, утверждающие, что Фроловы пошли – от донцов, а Тихоновы – от татар, Рогожины – от калмыков, а Егоркины, Титкины и Гулаевы – от бежавших от ислама чеченцев из тейпа Гуной – ибо в отличии от персов и турок, русские никогда не ставили задачей прозелитство, и кавказскими язычниками христианство принималось совершенно вольно, из личных побуждений.
Но особенностью религиозной жизни попавших в Российскую жизненную сферу чеченцев оказалось то, что они не восприняли пришедший Кавказ суннизм в чистом виде, а изначально оказались во власти сектантства – суфийских муршидов. Гностическое учение, основанное на психосоматической практике, веками критически позиционировало себя к основным мусульманским конфессиям, произвольно трактуя наследие Пророка, образовывало тайные братства-«вирды» на закрыто-семейных принципах, и поэтому тейповое сознание горцев идеально подлегало под устаз (учительство) суфиев.
Впрочем, не гладко шли религиозные дела и у местных русских. С 1738-го года у гребенских казаков начались осложнения с государственной Церковью: вышедшие из Руси задолго «до Никоновского исправления», гребенцы, не принимая непосредственного участия в расколе, хранили приверженность к «старым отцовским обрядам» и крестились двумя перстами, ходили «посолонь», двоили аллилуйя. Когда духовные власти попыталась принудить казаков отступиться от двуперстия, то они в 1745-ом году заявили кизлярскому коменданту: «креститься тремя персты казаки не будут, хотя бы за то пришлось им пострадать и умерети». Для разрешения конфликта потребовалось вмешательство Сената, постановившего запретить преследовать казаков-староверов – «понеже они живут в самом пограничином месте и по их легкомыслию, тако-ж по нынешним конъюнктурам для того обрасчения строгости употреблять несходственно».
Постоянно растущее автохтонное население и активное миграция в долину славянских, армянских, грузинских и греческих поселенцев к концу восемнадцатого века остро поставили земельный вопрос. Как рапортовал управляющий Кавказской губернией генерал-лейтенант Ртищев: «земли состоящие в Кавказской губернии не приведены еще в точную известность... народам надлежащим порядком не отмежеваны и каждое состояние и звание людей не наделено узаконенною пропорциею земли отчего... каждый старается удержать оные за собою по одному только самовольному праву сильного, и одни делают распашки... от чего беспрестанно продолжаются между жителями и в особенности между поселенными казаками и крестьянами и частию азиатцами споры и жалобы». Генерал-губернатором было решено «утвердить во владение казакам те земли и леса, которые были заняты при первом... переселении на Линии и придать нужное количество земли в той пропорции, которая назначена в 1797 году»: командирам – 300 десятин, старшинам – 60, рядовым казакам – по 30 десятин.
Только через почти сто лет, в 1869 году было принято Положение «О поземельном устройстве в казачьих войсках», объявившее все станичные земли в общинном владении, с выделением земельных паев всем обязанным отбывать воинскую повинность казакам, достигшим 17-летнего возраста. Однако полпая давалось и вдовам, и сиротам, а также из свободных земель выделяли участки семьям, в которых было много дочерей. Наделялась земля казачьим офицерам взамен пенсий.
Одним из доходнейших промыслов Терского казачества было виноградарство с винокурением. В целях поднятия культуры вино-водочной отрасли и подготовки специалистов в Кавказской губернии государевым указом в 1807 году в Кизляре было открыто первое в России училище виноградарства и виноделия. Большой спрос на кизлярские (терские) виноградную водку и вино вызвали настоящую виноградную лихорадку на Тереке. Наибольшее развитие виноградарство и виноделие в этот период получило у гребенских казаков, так, в 1825-1828 годах только в пяти станицах Гребенского войска виноградниками было занято около 500 десятин, вина добывалось ежегодно до 216000 вёдер, из которых более половины шло на перекур водки. Только одна станица Червленная производила в год до 148 тысяч вёдер вина.
Ввиду наступления мира, в конце 60-х годов XIX века Терское войско становится Терской областью, которая поделена на три отдела – Пятигорский, Кизлярский и Сунженский, и четыре округа – Владикавказский, Хасав-Юртовский, Нальчикский и Грозненский. Интересно и показательно то, что и после официального «замирения» продолжая вялотекущую оборонно-карательную войну с горскими разбойниками, казаки накрепко вошли в симбиоз с кочевниками-скотоводами: главными поставщиками скота в регионе были ногайцы. Экономические структуры двух этносов – садово-огородной и виноградарской казачьей и животноводческой ногайской, дополняли друг друга, взаимовыгодно развиваясь на строго определенных территориях.
В марте 1917-го в Грозном настала полная неразбериха: тут создаётся орган Временного правительства – Гражданский комитет, но, параллельно, образуется и Грозненский совет рабочих, солдатских и казачьих депутатов. Воспользовавшись русским расколом, националисты мгновенно проводят Чеченский съезд, на котором избирают «Чеченский национальный совет», по вдохновению которого начинаются систематические нападения чеченских банд на участок Владикавказской железной дороги «Грозный-Хасавюрт», а после вывода из города регулярных частей Русской армии – грабёж и поджоги нефтепромыслов. Под новый же год город вообще на пару месяцев оказался в руках чеченской «Дикой дивизии»!
В восемнадцатом году Моздокскими и Владикавказским съездами избран Терский народный совет, как орган власти Терской Советской Республики, в который вошли представители кабардинского, балкарского, чеченского и ингушского народов, терского казачества и «иногородних». Однако, когда с весны 1919-го Грозный занимают войска Кавказской Добровольческой Армии генерала Врангеля, то, по предложению Орджоникидзе, во Владикавказе Съезд вооруженного ингушского народа тут же провозглашает независимую Горскую Советскую республику, в которую затем вошли Чечня и Ингушетия.
Безнаказанностью междувластий Гражданская война на Кавказе обратилась чеченцами и ингушами во всеобщий круговой грабёж и захват рабов. Они выступали то на стороне красных, то белых, всегда преследуя только свои корыстные цели, вступая в договорённости, тут же предавали поверивших им «союзников», так что, не смотря на «окончательную и бесповоротную победу коммунизма», достаточно крупные банды, организуемые на родственно-тейповых началах, контролировали в горах целые районы и в 29-м, и в 30-м, и даже в 32-м году.
У казачества с новой Советской властью отношения складывались, мягко сказать, тоже неоднозначно. Так, если среди дончаков нашлось немало убеждённых сторонников большевизма, а многие кубанцы желали просто «самостийности», то за терцев все было решено с того момента, как Орджоникидзе назвал главной опорой большевиков чеченцев и ингушей: Съезд вооруженного ингушского народа первым дедом принял решение о «ликвидации чересполосицы», то есть, о выселении казаков в глубь России и передачи их земель горцам, главным образом тем же чеченцам и ингушам. Против такой резолюции выступила только осетинская делегация. Для выполнения данного решения «ландскнехтов революции», так называл чеченцев и ингушей Троцкий, дополнительно вооружили и укрепили отрядами Красной гвардии, и всего за несколько дней 1918 года было истреблено около двенадцати тысяч казаков – в основном стариков, женщин и детей, так как большинство мужчин находилось на фронтах, а семьдесят тысяч были изгнаны из своих домов. Ряд станиц сегодняшнего Пригородного района Северной Осетии превратились в «аулы». После ухода Деникинцев жертвами геноцида стали даже семьи тех казаков, что сражались в Красной Армии.
Поэтому с 1920-го по 1923-й годы на Тереке существовало повстанческое движение. Особо уполномоченный ВЧК по Северному Кавказу Ланде: «Станицы и аулы, которые укрывают белых, будут уничтожены, взрослое население расстреляно, имущество конфисковано, все люди, оказывающие то или иное содействие белым бандам, будут подвергнуты расстрелам; у большинства находящихся в отрядах белых остались в городах и станицах родственники, все они взяты нами на учет. В случае продолжения бесчинств и выступлений белых, все взрослые родственники сражавшихся против нас будут арестованы и расстреляны, имущество конфисковано, малолетние высланы в Центральную Россию. В случае массовых выступлений отдельных станиц и городов мы будем вынуждены применить в этих местах красный террор: за каждого убитого красноармейца или советского работника поплатятся жизнью сотни лиц, принадлежащих к буржуазным слоям».
Большевики спешили покончить с казачеством физически и юридически: 29 февраля 1920 года неизвестно из кого собранный в Москве «1-й Всероссийский съезд трудового казачества» объявляет о «ликвидации казачьего сословия», а 18 января 1921 года ВЦИК постановил «образовать автономную Горскую ССР, в состав которой включить территории, занимаемые ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарами карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородцами, а именно: а) Чеченский округ (бывший Веденский и Грозненский округ правобережная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела)».
К середине двадцатых Терское казачество фактически перестало существовать, земли казаков были переданы в ведение вновь образованных кавказских республик, уничтожено даже само наименование «казак» – в паспортах терские и гребенские (потомки поморцев!) казаки записывали «украинцами».
Интернационалисты ленинско-троцкистского периода видели для дела «мировой революции» главную опасность в национальном великорусском самосознании, и в своей борьбе за овладение Россией делали ставку на любые антирусские, антиправославные силы. Однако очень скоро оказалось, что горские родоплеменные союзы, используемые в Гражданской войне за право на грабёж городов и станиц, в принципе не встраиваются ни в какую государственность, оппозиционируя к любой власти, в том числе и к подарившей им готовое жильё в окультуренных садами, пашнями, оросительными системами и дорогами долинах.
Это особо ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда горцы массово принимали сторону фашистских оккупантов. Так в показаниях захваченного НКВД «работавшего» по Кавказу немецкого разведчика, полковника Губе Османа, читаем: «Среди чеченцев и ингушей я без труда находил нужных людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им. Меня удивляло: чем недовольны эти люди? Чеченцы и ингуши при Советской власти жили зажиточно, в достатке, гораздо лучше, чем в дореволюционное время, в чем я лично убедился после 4-х месяцев с лишним нахождения на территории Чечено-Ингушетии. … Я не находил иного объяснения, кроме того, что этими людьми из чеченцев и ингушей, настроениями изменческими в отношении своей Родины, руководили шкурнические соображения».
Ещё до начала войны разрозненные уголовно-бандитские группы с помощью фашистской агентуры обретали идеологическую базу, объединяясь затем и под единое подпольное руководство, что позволило в январе 1942-го в Владикавказе (тогда Орджоникидзе) провести нелегальное учредительное собрание «Особой партии кавказских братьев» – ОПКБ, которая, среди главных целей ставила:
«а) объединить все антисоветские организации и группировки в единую братскую партию ОПКБ и расширить эту партию по всему Кавказу;
б) обеспечить полную дезорганизацию тыла, остатки советской военщины на Кавказе, ускорение гибели большевизма на Кавказе и действовать во имя поражения России в войне с Германией;
в) создать на Кавказе свободную братскую Федеративную республику – государство братских народов Кавказа по мандату Германской империи;
г) обеспечить за кавказскими братьями неограниченные права для политико-административного и хозяйственно-экономического управления Кавказа со всеми его ископаемыми и прочими богатствами и руководствоваться лозунгом ОПКБ "Кавказ – Кавказцам!»
Как тут не вспомнить «лесных братьев», сроенных явно по тому же клише и теми же портными? А это слова самого Гитлера, эхом повторяемые и в наше время: «Там, на Востоке, сохранился след древней германизации Северного Кавказа – Чеченцы – арийское племя». Так, за активную помощь диверсантам-парашютистам под командованием офицера германской разведслужбы Ланге, Алаутдин Хамчиев и Абдурахман Бельтоев были награждены рыцарскими орденами.
Докладная записка заместителя наркома госбезопасности, комиссара госбезопасности 2-го ранга Б. Кобулова на имя Л. Берия «О положении в районах Чечено-Ингушской АССР», по результатам инспекционной поездки в октябре 1943 года: «По данным НКВД и НКГБ ЧИ АССР на оперативном учете было 8535 человек, в том числе 27 немецких парашютистов; 457 человек, подозреваемых в связях с немецкой разведкой; 1410 членов фашистских организаций; 619 мулл и активных сектантов; 2126 дезертиров... На 1 ноября в республике оперируют 35 бандгрупп с общей численностью 245 человек и 43 бандита-одиночки. Свыше 4000 человек – участников вооруженных выступлений 1941-42 гг. – прекратили активную деятельность, но оружие – пистолеты, пулеметы, автоматические винтовки не сдают, укрывая его для нового вооруженного выступления, которое будет приурочено ко второму наступлению немцев на Кавказ».
За двадцать лет большевики так и не смогли приручить горцев, сколь бы старательно не заигрывали с ними, сколько б не вкладываясь в их развитие и образование, в том числе, создав в 38-м году чеченскую письменность: представители Советской власти, первые лица её правоохранительных и идеологических органов всегда предпочитали родственные связи личным убеждениям или карьере, и начальник(!) Республиканского НКВД Албогачиев-Терлоев писал брату – главарю банды: «Привет тебе! Я очень огорчен, что твои горцы раньше положенного времени начали восстание. Я боюсь, что если ты не послушаешь меня, и мы, работники республики, будем разоблачены... Смотри, ради Аллаха, держи присягу. Не назови нас никому».
И туда же: «Начальник Старо-Юртовского райотдела НКВД Эльмурзаев вместе с районным уполномоченным заготовительной конторы Гайтиевым и четырьмя милиционерами, забрав 8 винтовок и несколько миллионов рублей денег, скрылся в горах…». «При приближении линии фронта в августе-сентябре 1942 г. бросили работу и бежали 80 человек членов ВКП(б), в т.ч. 16 руководителей райкомов ВКП(б), 8 руководящих работников райисполкомов и 14 председателей колхозов ЧИ АССР…».
Из Указа Президиума Верховного Совета СССР: «…Во время Великой Отечественной войны, когда народы СССР героически отстаивали честь и независимость Родины в борьбе против немецко-фашистских захватчиков, многие чеченцы и крымские татары по наущению немецких агентов вступали в организованные немцами добровольческие отряды и вместе с немецкими войсками вели вооруженную борьбу против частей Красной Армии, а также по указке немцев создавали диверсионные банды для борьбы с советской властью в тылу, причем основная масса населения Чечено-Ингушской и Крымской АССР не оказывали противодействия этим предателям Родины».
Два раза успокаивался Кавказ. Впервые – когда увлечённые агентами Франции и Польши, проигравшие войну русским войскам, чеченцы массово эмигрировали в Турцию. Второй – Сталинское выселение в Казахстан. Эти были жёсткие, жестокие акции, но они реально дали хотя бы краткие периоды спокойного земледелия, роста промышленности, нефтедобычи на Кавказе, периоды благополучия для большинства разноплеменного населения этого благодатного края. Да, это тяжёлая, вызывающая естественный протест разума и эмоций у любого, воспитанного в христианской вере, в европейской культуре человека, но – это правда. Может быть, существует иное разрешение вопроса «бескровного» соседства с горцами, веками, уже генетически воспринимающих жителей долины только как средство для собственного жизнеобеспечения? Вот мнение профессионала – командира 28-й стрелковой Горской дивизии, до того подполковника царской армии А. Д. Козицкого, подавлявшего чеченские восстания 20-х - 30-х годов:
«Несколько слов о методах борьбы на Кавказе. Те мягкие меры, которые мы применяем, отнюдь не влияют на горцев так, как бы они влияли на культурное население. Наоборот, у них возникает впечатление о нашей слабости. Это из сущности быта горцев вытекает... Взять, например, случай с изуродованным красноармейцем 28-го кавэскадрона в Чечне, когда селение, жители которого замучили красноармейца, не понесло должного наказания, а выискивались отдельные виновники, которых селение укрыло. Данный случай они отнесут к нашей гуманности, которая им непонятна, по условиям их нравов и обычаев (кровавая месть, несоблюдение которой позорит весь род).
Возьмем пример 1925 года, когда я брал шейха Асалтинского в Дае, я заставил аул привести его, и это можно сделать всегда. У них, как ни у кого, круговая порука. У них нет случая, о котором не знало бы все население. Нет скрывающегося бандита, места которого не знает население. По их адатам ответственность несет не преступник-убийца, а весь род и поколение. Мы не разрушили еще этих взглядов, мы считаться с этим должны».
И как бы откомментировали эти слова боевые офицеры, участники сегодняшних Чеченский войн?..
Репрессированное, почти уничтоженное физически Свердловым, Орджоникидзе и Дзержинским, казачество даже в запрете и гонениях оставалось естественной, природной опорой России, не взирая на политические режимы, оно продолжало считать себя воинским щитом Державы, которая превыше общих обид, важнее личной жизни. Эту державность и использовал Сталин, когда начал борьбу с интернациональной «гвардией» Ленина-Троцкого: в русле заявленной им политики укрепления государственности и возврата исторических традиций, в сентябре 1935 года было опубликовано правительственное постановление о введении в Красной армии званий, упразднённых Октябрьской революцией, и уже в декабре, на праздновании годовщины ОГПУ (!), в Большом театре, в третьей от Сталина ложе присутствовала группа казачьих старшин в форме царского образца, с золотыми и серебряными аксельбантами. 20 апреля 1936 года выходит постановление ЦИК СССР о полном восстановлении казачества, вплоть до возвращения формы и атрибутов, а приказом наркома обороны Ворошилова от 23 апреля ряд кавалерийских дивизий получают наименование «казачьих». Показательно, что приказе, в частности, говорилось о том, что при переименовании 10-й территориальной кавалерийской Северокавказской дивизии в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, необходимо исключить из её состава все эскадроны горских национальностей.
Нефть.
Первое упоминание в рукописях Пушкарского приказа о найденной «казанской чёрной нефти» – 1637 год. А в 1823-ем в Моздоке братья Василий, Герасим и Макар Дубинины сооружают и пускают первый промышленный куб для перегонки тяжелой Вознесенской нефти. В долине реки Кудако Краснодарского края отставной уланский полковник А. Н. Новосильцев пробурил скважину, из которой в 1864 году ударил первый в России фонтан нефти, и к началу двадцатого века наша страна заняла в мире первое место по её добычи. В приснопамятном 1913 году мы добывали приблизительно одиннадцать миллионов тонн, а в 14-ом в начал эксплуатироваться первый русский нефтепровод «Грозный–Петровск-Порт» (Махачкала).
Что без нефти сегодняшний мир? Нефть и газ были, есть и на обозримое будущее останутся основой обеспечения человечества энергией и сырьем.
А что без неё сегодняшняя война?
Изобретение двигателя внутреннего сгорания принципиально изменило характеристики наземных военных действий, захватив и связав их в единый рокочущий клубок с морем и воздухом. После Первой мировой нефть из составной части войны становилась её первопричиной. «Мои генералы ничего не знают об экономических аспектах войны», – проговаривался Гитлер, и к началу 1942 года Берлин спланировал операцию «Блау», основной целью которой была кавказская нефть, затем должны были последовать месторождения Ирана и Ирака, откуда предполагалось продвижение на Индию. Германский министр вооружений и военной промышленности Альберт Шпеер признал на допросе в мае 1945 года, что «потребность в нефти, несомненно, была основным мотивом» при принятии решения о вторжении в южную Россию».
Начало Великой Отечественной войны большинство казачьих формирований встречало на западных границах. Уже в 4 часа утра 22 июня 6-я Чонгарская кавдивизия вступила в бой, первым получил боевое крещение 94-й Белоглинский казачий полк. Кроме кавалерийских, из кубанских и терских казаков были сформированы пехотные пластунские дивизии.
С объявлением войны в станицах началось формирование и добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием. 63-х летний казак из станицы Родниковской Михаил Грачев пришел в кавэскадрон с шестью сыновьями, а кубанский казак Иван Зубенко стал служить в части с женой, двумя дочерьми и 17-летним сыном.
2 августа 1942 года под станицей Кущевской 17-й кавалерийский корпус в составе 12-й Терско-Кубанской, 13-й Кубанской и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление фашистов, двигавшихся от Ростова на Краснодар. Но чаше кавалерийские группы совершали рейды в тыл врага, и, как правило, назад через линию фронта пробиться удавалось немногим. Только когда в 1943 году кавалерийские дивизии стали объединять с танковыми в конно-механизированные группы, это сразу расширило боевую эффективность кавалерии, и резко снизило потери личного состава.
Воссозданные Казачьи войска достойно показали себя на всех фронтах Великой Отечественной войны, и, попоив коней в Эльбе, казаки затем продемонстрировали своё боевое искусство самураям в освобождаемом Китае. За подвиги в боях с врагом 262 кавалериста стали Героями Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий заслужили звания «гвардейских».
После смерти Сталина русофобская политика развернулась с новой силой. Русские, и, прежде всего, казачьи земли опять раздавались Хрущёвым укрупняющимся «союзным социалистическим республикам», старинные города и процветающие станицы заселялись кочевниками, открытые Великой Отечественной войной православные храмы наново закрывались и разрушались, искажалась история. Именно в этом антирусском контексте 16 июля 1956 года прозвучало: «…Учитывая, что осуществление ограничений в правовом положении находящихся на спецпоселении чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа, в дальнейшем не вызывает необходимости, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: Снять с учёта спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа».
В казахской ссылке суфийское братство сторонников Вис-хаджи, боясь сокращения рождаемости (карательные органы, да и сами казахи жестоко казнили молодых чеченцев, попытавшихся наладить традиционное воровство скота и грабежи соседей) объявило благословенным институт многожёнства. Оставшиеся в поселениях старики обязывались спать со всеми «свободными» женщинами и девушками. Поэтому на «историческую родину» вернулось трижды (!) увеличившееся за тринадцать лет число репрессированных. И никакие горы уже не могли прокормить стольких потомков «…людей, готовых предать, перейти на сторону немцев и служить им».
Грабёж и работорговля – вековая основа экономики горцев. Сложившееся исторически (родовая замкнутость) и обоснованное идеологически (религиозная секта) «моральное право» на господство человека над человеком, народа над народом «подтверждалось» «первородством» чеченцев, которые, согласно своим мифам, единственные на Земле ведут непересекающуюся родословную от Ноха (Ноя), с момента высадки того на Арарате. Появившееся ещё в конце восьмидесятых движение «Барт» (Единство) проповедовало идею расового превосходства чеченцев над остальными кавказскими народами (не говоря о славянах) и исторической миссии по утверждению над всеми своей гегемонии. Не смотря на антропологические доказательства несуществования «ичкерийской» нации, с не сложившимся самодостаточным языком, даже не имевшие до недавнего времени собственной письменности чеченцы на самом примитивном уровне воспринимали нацистские идеи, инициировавшие их из сообщников уголовно-рабовладельческих банд в очередной «богоизбранный» народ. Окормляемый «кавказским Геббельсом» Мовлади Удуговым, «Барт» учредил газету, первые номера которой печатались в типографии Народного фронта Латвии. Финансировала газету чеченская диаспора в Москве, завоз тиража в республику осуществлялся студентами московских вузов. Далее сторонники Дудаева рассылали гонцов в горные аулы и юрты для агитации, добавляя к печатному слову видеоролики о «русских зверствах в отношении вайнахов». И, наконец, в действие вступил многодневный митинг-зикр на площади Шейха Мансура – суфийская разработка воздействия на толпу, уже опробованная в Армении, Азербайджане, Молдавии и Литве.
И Россия познала своё Косово:
В следствии геноцида с 1991 по 1994 год территорию Чечни и Ингушетии покинули 54000 казаков и казачек (всего же, по данным ФМС, русскоязычного населения с территории Чечни Ингушетии бежало около 300000), более 12000 казаков и казачек было убито или пропали без вести (общее число жертв, по данным МВД РФ, порядка 30000). И как же тогда казаки просили у Кремля хоть какого-нибудь оружия! Хоть какого-нибудь. Ведь, до захвата в 1992-ом году дудаевцами армейских складов, ещё можно было отбиться самим, можно было не допустить «показательной казни» атамана Сунженского отдела Терского казачьего войска Александра Подколзина, мученической смерти настоятеля Православной Церкви в Урус-Мартане отца Анатолия, обезглавливания казачьих старейшин в станице Червленой. Как пример геноцида – станица Асиновская, где боевиками Дудаева было зверски убито 49 человек, все жительницы станицы (русские, украинки, армянки) в возрасте от 12 до 80 лет изнасилованы, осквернена и сожжена православная церковь, один священник убит, другой похищен. Все дома заняты чеченцами, имущество у убегавших отнято.
Это вот за эти 120 000 захваченных домов и квартир в русских городах и казачьих станицах сегодняшние «жители Чеченской республики», в случаях разрушения их в ходе боевых действий, получают с русских же по 350 000 рублей компенсации. В то время, как истинные беженцы не могут высудить у «своего» правительства и пятидесяти, чтобы приобрести хоть какую-то халупу в местах, где нет и не предвидится никакой работы.
С нашим атаманом
Не приходится тужить….