МЫ ДОЛЖНЫ БИТЬ В НАБАТ – «СПАСИТЕ ЗВЕНИГОРОД!»
Год тому назад в Париже горел Нотр-Дам. Гибель этого великого архитектурного памятника оплакивали в режиме «онлайн» и СМИ, и блогеры. Кажется, ни один культурный (или хотя бы причисляющий себя к таковым) человек не обошел этой темы стороной, внеся свою лепту в общую скорбь.
Сегодня в России происходит трагедия более страшная. Под дымовой завесой коронавируса принято решение о разрешении застройки уникальных ландшафтов вокруг Звенигородского монастыря. Эти ландшафты не менялись веками и помнят еще Андрея Рублева, создававшего здесь свои фрески, и являются одновременно природным и историческим памятником. После десятилетий большевистского, а затем и демократического вандализма подобных памятников в России практически не осталось. Представитель ВООПИиК Евгений Соседов справедливо уподобил уничтожение звенигородских ландшафтов сожжению половины Третьяковской галереи. Их потеря страшнее пожара в Нотр-Дам хотя бы по той причине, что французскую святыню хотя бы можно восстановить, а целый природо-исторический комплекс в случае его застройки восстановить уже не удастся никому и никогда.
И, вот, об этой надвигающейся русской трагедии большинство скорбевших по Собору Парижской Богоматери культурных людей отчего-то молчат. То ли не знают о ней, т.к. о Звенигороде не сообщают наперебой все СМИ. То ли не сознают значение этой драгоценнейшей жемчужины русского исторического наследия. То ли, как водится у нас, слишком «толерантны»: то ли дело Париж, а свое-то, родное, разве можно сравнивать! Скорее всего, все три причины имеют место быть. В целом же, приходится констатировать нашу возмутительную невнимательность и небрежность к своему наследию. У нас изо дня в день уничтожают замечательные памятники, и на защиту их становится лишь горсточка активистов-градозащитников. Мы почти не слышим голосов наших мастеров культуры, включая позиционирующих себя патриотами. Мы не видим потока постов (скорбящих, возмущенных и т.д.) в соцсетях. Что собираемся мы, безмолвно созерцающие или вовсе отводящие глаза от уничтожаемой своей Истории, оставить в наследство нашим потомкам? Пустырь, облицованный плиткой?
Мы очень часто и очень много говорим и пишем о необходимости смены топонимов, избавления от памятников палачам и установления памятников героям. Это, безусловно, важнейшая тема. Но еще важнее и притом многократно – спасение и сохранение того, что еще можно спасти! Снести или поставить тот или иной отдельно взятый памятник, сменить тот или иной топоним можно всегда, но если уничтожено безвозвратно великое произведение гения человеческого, если срыт и застроен многовековой комплекс, то это уже никак не исправить!
Более 10 лет назад псковскому Пушкиногорью грозила коттеджная застройка. Тогда на пути вандалов встал человек-скала – Савва Васильевич Ямщиков. Савва Васильевич бил тогда во все колокола, и надвигавшееся варварство удалось остановить. Сегодня нам очень не хватает людей такого масштаба, каким был Ямщиков, и это чувствуется всякий раз, когда уничтожается на наших глазах очередная древность. Видишь и понимаешь, каким набатом звучал бы теперь голос Саввы Васильевича, и какое безмолвие царит без него.
Но отчего же безмолвны мы? Отчего же мы не хотим стать набатами? Хотя бы в меру наших слабых в сравнении с этим богатырем духа сил? Кто мешает нам изо дня в день бить в колокола, чтобы дружный звон их да услышан был наверху? Любое беззаконие не на голом месте является, но подпитывается равнодушием и безгласностью общества! Успех всякой злой силы обусловлен деморализацией и расслабленностью сил добра. Если мы не защищаем свои святыни, то возможно ли ожидать, что беречь их станут молящиеся на золотого тельца манкурты, для которых ничто не свято?
Взгляните на дивные панорамы древнего Звенигорода, которые уже сейчас, в этот самый момент разоряются вандалами. И те, в ком не остыло еще русское сердце, почувствуйте весь ужас трагедии, которая вот-вот может совершиться. Почувствуйте хотя бы так, как чувствовали французы горе утраты собора Нотр-Дам. А почувствовав, не молчите. Бейте в набат, чтобы неумолчный звон стоял: «Спасите Звенигород!»
Елена Владимировна Семенова,
исполнительный секретарь Русского просветительского общества им. Императора Александра III,
редактор журнала «Голос Эпохи» и портала «Русская Стратегия»