4. Одна из самых загадочных фигур русской истории – Аника-Аникей-Иоаникий сын Фёдоров Строганов...

4.

 

Господа ты называешь самарянином? Да, я называю Его самарянином, имея в виду, конечно, не природу Его божественную, но проявление Его человеколюбия.

Иоанн Златоуст, на притчу О впавшем в разбойники.

 

Одна из самых загадочных фигур русской истории – Аника-Аникей-Иоаникий сын Фёдоров Строганов, в восемьдесят лет принявший монашеский постриг с именем Иоасаф. Внук поморов, сын новгородского купца, он стал начальном знатного рода баронов и графов, обладателей майората, а, главное, Аника явился родоначальником целой плеяды великих деятелей Российской империи: промышленников и военачальников, политиков, коллекционеров, меценатов учёных и художников, принёсших славу Отечеству. «Строгановскими» названы направления в иконописи, в церковном лицевом шитье, в архитектуре. В отличие от многих богатеев и аристократов, Строгановы всегда были верноподдаными: при Рюриковичах, и при Годуновых, в Смуту и при Романовых. И знаково, что великий род угас вместе с русской монархией.

Как, каким образом, где-то когда-то мимолётное знакомство торговца лесом и солевара с Государем Всея Руси переросло в близкие доверительные отношения? Почему совсем юный Великий князь доверил не думному боярину, не князю-наместнику или, хотя бы, дьяку московскому, а какому-то безродному сольвычеготскому купцу наблюдать в Архангел-городе и далее по Северной Двине за английскими производителями железа, меди и олова? Да к тому ж ещё и ограничивать поставки иностранцам русскими купцами необходимых для флотостроения пеньки, льна, смолы и мачтового леса? Да, более того, доверялось ему хранение оброчного зерна, что для крайнего Севера равно хранению золота… Единственным объяснением долгих добрых отношений украинного простолюдина и московского Царя может быть их равная религиозность.

Бесполезно задаваться вопросами, искать сюжеты и интрижные связи: как и когда Аника приглянулся сам или же был кем-то рекомендован, да так, что подозрительный властитель доверился ловкому купчику? Ответ возможен только один: их свела общая молитва, едино пережитая благодатная открытость сердец. Единый духовный опыт, который навсегда роднит самых незнакомых людей. Иван Ильин «Аксиомы религиозного опыта»: «Религия есть самое реальное в жизни верующего; и религиозному опыту принадлежит главное значение и главное место в душе человека. … Человек, умеющий трепетно и благоговейно предстоять, сумевший утвердить свое духовное достоинство через жажду священного и познавший радость верного ранга, уже научился чувству ответственности и вступил в сферу религиозного опыта, совершенно независимо от того, принял ли он какой-либо догмат или остался с протянутой и пустой рукой. Без чувства ответственности невозможен и самый религиозный опыт».

Господа историки, ищите, ищите не отвлекаясь: где и когда Иоанн Васильевич духовным опытом прознал, что перед ним ответственный человек? В каком храме, на каком празднике? Или каким постом?

 

В 1557 году Аника Строганов в Москве лично докладывал Государю о языческих полупустынных землях по берегам Камы, на которых необходимо проповедь Православия и укоренение русской жизни промышленными и ремесленными городками и сельской пахотой. Заходил тогда разговор и о меховой, кожаной и железной торговле за Каменным поясом с кондорскими, пелымскими, югорскими князьцами и Сибирским улусом. И позволил же владыка жёстко-сословного государства «ответственному» простолюдину сконцентрировать под собой такие материальные возможности, о каковых в то время могло только мечтать большинство франкских, британских, германских, романских, венгерских и польских князей и графов.

Многое объясняет то, что с августа 1566 года земли строгановых объявляются опричными – то есть, на доходы от них содержатся новоформируемые опричные войска: Аника всегда и во всём материально поддерживал иоанновы начинания. Ранее произошло личное принятие Аники в Опричнину, да в «особую», в тот пара-монашеский орден, в котором он хотя бы внешне под взором Царя-игумена стоял вровень с князем Вяземским и мурзой Черкасским. И с будущим воеводой Большого полка, героем битвы при Молодях, непобедимым князем Дмитрием Ивановичем Хворостининым. Это к нему, Хворостинину, пришла в помощь к Молодям тысяча вольнонаёмных пищальщиков, оплаченных Аникой.

Стали опричниками и Аникины сыновья. Но это уже были младшие наборы, не обещавшие личного общения с Государем, хотя старший Яков выхлопотал-таки себе под разработку земли по Чусовой, а в 1574 году стал монопольным от России купцом в Зауралье по реке Тоболу «от устьев до вершин».

Варили ли Строгановы соль или селитру для пороха, выливали медь, разведывали и добывали уголь железные и оловянные руды, торговали ли соболей и куниц, но везде, где утверждали они русскую жизнь, эта жизнь начиналась с молитвы. Строительство и украшение храмов, миссионерство и просвещение с крещением язычников обязательно сопровождали торговлю, рудокопство и огородничество. Ответственность наследовалась.