Ахма́д Джами́
Ахма́д Джами́ (جامی) по прозвищу پیل زنده или پیل ژنده
Тахаллус взят по названию небольшого городка недалеко от Герата, расположенного в живописном местечке. Это, конечно, не тот всемирно известный поэт Джами, который прославился впоследствии. Данного суфийского поэта звали جامی الرحمان عبد. Прозвище پیل زنده взято по аналогии с качествами, присущими особой породе слонов. Оно означает неукротимость и боевитость. ژنده – изначальная форма, означавшая «дервиш». В настоящее время она изменена.
Существует много легенд, связанных с жизнью Ахмада Джами (1048-1141). Но достоверно известно, что он родился в Джаме нна территрии Афганистана, затем удалился в изгнание и возвратился убежденным суфием. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он быстро приобрел большую популярность. В отличие от суфиев-отшельников жил на широкую ногу, увлекался соколиной охотой. Был близок к сельджукскому султану Санджару. Он умер в довольстве и достатке.
Свое прозвище он получил, вероятно, за энергичность и решительность. То, что дошло до нас или приписывается ему, составляет диван газелей. Рукописи дивана чрезвычайно редки. Имеется два литографированных издания, опубликованные в Индии в Х1Х веке. Причем неизвестно, с каких рукописей они сделаны. Издания отличаются друг от друга. Установить подлинный текст невозможно. Ученые считают издания весьма подозрительными. Наличие двух литографий и различных рукописных списков говорят о большой популярности этого дивана. До революции им очень увлекались в Средней Азии.
Сборник Ахмада Джами сравнительно небольшой. Но из чего же состоит его текст? При первом знакомстве с диваном убеждаешься, что он наполнен стихами суфийского содержания. То есть его основная тематика وجود وحدت -(пантеистическое слияние с божеством). Там много настоящей суфийской терминологии. Какой-нибудь суфийский авторитет противопоставляется массе, которая должна следовать за ним. В некоторых стихотворениях содержится проповедь суннизма.
Суннизму посвящены три больших разросшихся газели. Содержатся призывы расправляться с врагами суннизма самыми решительными мерами. Главной для автора является тема прославления любви. Его любовная лирика весьма искусна и эмоциональна, что обусловило ее популярность. Однако можно заметить неувязку между жизнью и деятельностью Ахмада Джами и его стихами. Конечно, это только сомнения, но не научно доказанный факт. Можно предположить, что он выдавал за свои стихи кого-нибудь из своих послушников.
Такие случаи известны. Например, так мог поступать султан Хусейн Байкара, у которого на службе состояли великие поэты Навои и Джами. То же самое можно предположить об Исмаиле Сефевиде, писавшем стихи под псевдонимом Хатаи. В курсах истории литературы известных востоковедов Рыпки и Брауна Джами не упоминается. Вот выдержка из его дивана:
تشریح کرد احمد عشق رموز
؟داند چه جاهل را عشق نکات
(Тайны любви Ахмад разъяснил * Но что может знать о ней непосвященный?)