Интонации
«Наши лучшие слова – интонации». Так считала Марина Цветаева. Что интересно, спустя время, к такому же выводу пришли и киноведы, выясняя, что больше действует на зрителя. Оказывается, 55% – выражение лица актёра и 33% – интонации.
Можно говорить в микрофон обычные слова «говорит Москва» с интонацией Юрия Левитана. А можно с интонацией Сергея Доренко, главного редактора одноимённой радиостанции.
Послушайте, кто не слышал, почувствуйте разницу. Но контраст требует объяснения. Почему в устах Левитана слова эти звучали величественно, это понятно. А в чём смысл завываний Доренко?
Или. В известной газете выступает известный журналист. Пишет письма президенту. Президент, по его мнению, кругом виноват. Предположим, что так. Но к чему этот развязный тон? Неужели нельзя высказать критику иначе? Зачем злоупотреблять тем, что президенту не пристало отвечать на хамские выпады?
Но чаще всего интонация бывает никакая. Она-то и свойственна журналистам, которые пишут или говорят, не придавая значения интонации. Но никакая интонация не даёт и никакого восприятия.
А между тем, правильно выбранная интонация позволяет найти и правильный зачин и правильную концовку. Да, очень важен интересный ход мысли от первого до последнего слова. Но даже то, как тянет мысль автор, как он нанизывает одну мысль на другую, зависит от интонации.