[28] Сквозь вулканическое многописание всё явственней проглядывают в поэзии Павла Васильева...
28
Сквозь вулканическое многописание всё явственней проглядывают в поэзии Павла Васильева, как небо и обнажённые ветки сквозь густую листву, сердечная простота и тяжкая трезвость взгляда, – и подспудное тревожное чувство одолевает его: не верит он уже ни в разумность революционных новаций, ни в прочность косного мира. Образы огня и стихии разрушения забраживают в нём. Поэма «Автобиографические главы» (1934) уже ощутимо дышит этими новыми качествами его стиха: светла и горька новая встреча с родимым домом.
Широк и красен галочий закат.
Вчера был дождь. В окоченевших кадках,
Томясь, ночует чёрная вода,
По водосточным трубам ночь подряд
Рыдания теснились. Ветром сладким
До горечи пропахла лебеда.
О, кудри царские по палисадам,
Как перенесть я расставанье смог?
Вновь голубей под крышей воркованье…
Вот родина! Она почти что рядом.
Остановлюсь. Перешагну порог.
И побоюсь произнести признанье.
Так вот где начиналась жизнь моя!
Здесь канареечные половицы
Поют легонько, рыщет свет лампад,
В углах подвешен. Книга «Жития
Святых», псалмы. И пологи из ситца.
Так вот где жил я двадцать лет назад!
Всё, что на душе, так целомудренно сказано этой строкой: «и побоюсь произнести признанье»…
Вот так, лишь только выйдешь на крыльцо,
Спокойный ветер хлынет от завозен, -
Тяжёлый запах сбруи и пшениц…
О, вёсен шум и осени винцо!
Был здесь январь, как горностай, морозен,
А лето жарче и красней лисиц.
В загоне кони, ржущие из мглы…
Так вот она, мальчишества берлога –
Вот колыбель сумятицы моей!..
Сама природа, неведомым образом, создает и пестует характер человека. Январская стужа – и июльская жара: резкая смена страстей, «колыбель сумятицы»…
Не матери родят нас – дом родит.
Трещит в крестцах, и горестно рожденье
В печном дыму и лепете огня…
Огонь пестует душу, и жжёт любопытство, что же за жизнь впереди?
Мы начинали бредить ставкой крупной…
Но какие там «крупные ставки» в сонном городке, где, как теперь кажется, по дешёвке / Скупили нас тогда на леденцы»?
И – воспоминания о прошлой жизни, то светлые, то мрачные обступают его.
Дышал легко станичный город наш,
Лишь обожравшись – тяжко. Цвет акаций,
Берёзы в песнях, листьях и пыли…
……………………………………….
Не продохнуть от свадеб и крестин.
Да, гневные страницы прокламаций
До нас тогда, товарищ, не дошли.
Да если б даже! – и дошла одна,
Всяк, повстречав, изматерился б сочно
И к приставу немедленно отнёс.
Был хлеб у нас, хватали и вина,
Стояла церковь прочно, рядом прочно –
Цена на хлеб, на ситец, на овёс.
Странную для него картину рисует его правдивое перо – картину прочной жизни, которой никакого дела до «великих потрясений» и которая так угнетала этой своей непробудной прочностью его детскую душу, его непокорную, взрывную кровь.
Вот прошла революция по станичному городку – и где она? Такие же крепкие, как прежде, стоят купеческие лабазы, разве что
Шрапнельными стаканами горшки
Заменены. В них расцвели герани. –
Вот и всё, что осталось от былых боёв…
Разбились о толстые кирпичные стены «ветры революций».
Но – неожиданно восклицает он:
…………….Даже страшно мне:
Да, этот мир настоян на огне,
И погреба его ещё не раз взорвутся,
Ещё не раз деревья расцветут
И, торопясь, с винтовками пройдут
В сквозную даль солдаты революций.
Поэта не устраивает «устаканившийся» быт, провинциальная тишь да гладь: как рожденье было «в печном дыму и лепете огня», так и весь этот мир «настоян на огне». Глубокая, неподвластная разуму тревога овладевает им: он чует огонь, да и жаждет огня.
И здесь не только революционный идеализм, вернее остатки его, не выветрившиеся в молодом сознании. Не сказано ли здесь, невольно, намёком, о ещё продолжающихся гибельных годах «великого перелома», вообще о разрушении, которое несут с собой революции? Не говорится ли о подспудной разрушительной силе, таящейся до поры до времени в самом обывательском покое, этой энергии взрыва, которая сама по себе накапливается в сгущающейся плотности вещества?..
И странно же обрывается эта недописанная поэма:
Был город занят красными, они
Расположились в Павлодаре. Двое
Из них…
Что же дальше с этими двоими, и с жизнью станичного городка?
А ничего.
Похоже, что там будет дальше – поэта вообще уже не очень интересует. Он задел ту лабазную плотность мира, которая только на вид прочна, а на самом деле в ней свищут уже сквозные дали.