[25] И – какую песню ранили!..
25
И – какую песню ранили!..
Где-то к двадцати двум-двадцати трём своим годам Павел Васильев запел в полный голос.
В солнечном цветении творческих и физических сил, головокружительно талантливый, вдохновенным упорством достигнув вершин мастерства, он обрёл ту подлинную свободу стиха, дух которой не спутаешь ни с чем, – это песня. Льющаяся сама из себя, поэзия в чистом виде. Поистине от избытка уста глаголят. Ему равно даётся и лирика, и эпос: и родниковые напевы в стихах, и героический эпос поэм. С особой выразительностью этот напоённый цветами и травами земли и в то же время небесный дух ощутим в его небольших поэмах «Лето», «Август», написанных летом 1932 года.
И та, и другая поэма – словно самоизлучение любви и доброты, благодарности к жизни.
Первая поэма «Лето» посвящена Сергею Клычкову – и какой светлый, полнокровный его облик рисует Васильев в её начале!
Поверивший в слова простые,
В косых ветрах от птичьих крыл,
Поводырём по всей России
Ты сказку за руку водил.
Шумели Обь, Иртыш и Волга,
И девки пели на возах,
И на закат смотрели до-о-лго
Их золочёные глаза.
Возы прошли по гребням пенным
Высоких трав, в тенях, в пыли,
Как будто вместе с первым сеном
Июнь в деревни привезли.
Он выпрыгнул, рудой, без шубы,
С фиалками заместо глаз,
И, крепкие оскалив зубы,
Прищурившись, смотрел на нас.
Такое солнце, такое лето, что черноволосый и синеглазый Клычков уже кажется, как июнь, рудым!..
Горстями – из своей души и горячего любовного чувства – Васильев берёт и бросает дивные образы: «Купчиху-масленицу в поле / Несла на розвальнях пурга», «…Сани по ветру пускали, / Как деревянных лебедей» и множество других.
Но сквозь ладонь взгляни на солнце –
Весь мир в берёзах, в камыше,
И слаще, чем заря в оконце,
Медовая заря в ковше.
Когда же яблоня опала?
А одуванчик? Только дунь!
Под стёганые одеяла
К молодкам в темень сеновала
Гостить повадился июнь.
Так, значит, ладны будут дети –
Желтоволосы и крепки,
Когда такая сладость в лете,
Когда в медовом, тёплом свете
Сплетает молодость венки.
Но, вслушиваясь в сердце, в загадочную смуту песни, в шум дождя – «как с неба весть», – поэт признаёт:
Как хорошо, что горечь есть,
Что есть над чем рыдать на свете!
Жизнь, дарованная свыше, требует мужества принимать её и в радости, и в беде – и летнее в душе вмиг сменяется другими состояниями:
Я снег люблю за прямоту,
За свежесть звёзд его падучих
И ненавижу только ту
Ночей гнилую теплоту,
Что зреет в задремавших сучьях.
Так стережёт и нас беда…
Нет, лучше снег и тяжесть льда!
Гляди, как пролетают птицы,
Друг друга за крыло держа.
Скажи, куда нам удалиться
От гнили, что ползёт, дрожа,
От хитрого её ножа?
В тонкой ткани поэмы, переливчатой, словно павлинья ночь и сияние синеглазых цветов, – здесь отблеском, отсветом возникает лик не называемого вслух Есенина – Павел Васильев видит образ слитой с жизнью русской поэзии, тот медовый цвет большого лета, с которым ощущает неразрывную связь. И прозревает, что живёт он и творит средь зимы
Не для того ль, чтоб сохранить
Ту необорванную нить,
Ту песню, что ещё не спета… -
то есть для того, чтобы сберечь великое единство русской поэзии – с древних народных напевов до таящихся в будущем песен, что споют далёкие наши потомки.
В сказочных и земных видениях ему угадывается и собственное будущее – оно, несмотря ни на что, пронизано сияющей надеждой, где есть и приветливый дом, и подруга, и очаг, в котором к ним ластится огонь. И то ли своим духовным взором на уходящую жизнь, то ли взором избранницы на себя, уходящего куда-то, – многоочито, как говаривали в старину, увидены им последние образы этой короткой, как лето, поэмы:
Вот так калитку распахнёшь
И вздрогнешь, вспомнив, что, на плечи
Накинув шаль, запрятав дождь,
Ты целых двадцать вёсен ждёшь
Условленной вчера лишь встречи.
Вот так: чуть повернув лицо,
Увидишь тёплое сиянье,
Забытых снов и звёзд мельканье,
Калитку, старое крыльцо,
Река блеснёт, блеснёт кольцо,
И кто-то скажет: «До свиданья!..»
…Двадцать лет ждала свободы в лагерях его жена Елена Вялова, жившая всё это время, да и потом, до смерти, только им, его стихами; двадцать лет ждала освобождения для русского читателя и его поэзия… – вот вам и цифра, вроде бы невзначай оброненная в короткой летней поэме.
Необыкновенной душевной любовью и теплотой исполнено тогда же, в июне 1932 года, написанное Васильевым стихотворение-посвящение «Егорушке Клычкову». Всё оно – словно сказочная колыбельная и доброе напутствие на жизнь:
Подрастай, детёныш мой,
Золотою сосенкой.
Это июнь – расцвет Васильевского лета. Недаром Сергей Клычков назвал его тогда юношей с серебряной трубой, который возвещает будущее – героический период крестьянской (читай – русской) поэзии, пришедший на смену романтическому.